A A A A Автор Тема: «Реквием» Моцарта  (Прочитано 1421 раз)

Description:

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн AUDIOMAN

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 5
  • Репутация : 10
  • Пол: Мужской
Реквием — особый жанр музыки. Поскольку он тесно связан с богослужением, ему свойственны некоторые закономерности, определяющие его облик. Это монументальное вокально-инструментальное произведение, исполняемое в ритуале отпевания усопшего. Цель заупокойной службы — подготовить душу к переходу в иной мир. Но смысл службы не только в упокоении мертвых, но и в примирении живых. В музыке обряда воплощаются грозные образы, связанные с мотивами Страшного Суда, и смягчающие их лирические, в которых провозглашается надежда на спасение и вера в Царствие Божие.

Как правило, композиторы пишут только одно произведение такого рода, подводя в нем некий итог своему предшествующему творчеству. Это осмысление накопленного опыта и пережитого, философское раздумье о судьбе человечества и передача сложной гаммы чувств. При этом музыкальное решение сильно отличается, и проблематика каждого подобного сочинения строго индивидуальна. Реквием Дворжака содержит аллюзии на баховский стиль, Реквием Верди яркостью и контрастностью образов корреспондирует с его операми, а «Военный реквием» Бриттена фокусируется на острых проблемах современности. Но среди всех сочинений выделяется Реквием Моцарта, окруженный мистическими и детективными историями.

Однажды в дверь жилища Моцарта постучал таинственный человек в черном. Не называя никаких имен, он заказал композитору Реквием, пообещав щедрое вознаграждение. Моцарт, который к тому моменту был уже тяжело болен, принял визит за некий знак «оттуда», и уверился, что пишет Реквием по самому себе. Написание последнего сценического произведения — оперы «Волшебная флейта» — отнимало немало сил и времени у композитора, поэтому поначалу сочинение Реквиема продвигалось не столь быстро. Когда, наконец, опера была закончена, и Моцарт смог уделить Реквиему достаточно внимания, время было упущено — несмотря на то, что композитор работал стремительно, закончить произведение он все же не успел. «Мифологическая» часть истории повествует, что композитор, предчувствуя скорый конец, оставил указания своему ученику Зюсмайеру, чтобы тот закончил Реквием.

Подлинная история лишена ореола романтической таинственности. Загадочный посетитель оказался управляющим графа Вальзегга цу Штуппаха. Желая почтить память умершей супруги, граф заказал композитору заупокойную службу, собираясь выдать сочинение за свое — отсюда и особая секретность, и значительная плата. Зюсмайер, закончивший сочинение, не получал от композитора «благословения» на эту работу. Моцарта по понятным причинам раздражало то, что в то время как он, тяжело больной, оставался в Вене, его жена, Констанца находилась с Зюсмайером в Бадене. Однако, почерк Зюсмайера был неотличим от оригинального моцартовского почерка, что позволило ему не переписывать заново весь нотный текст, а внести дополнения в авторскую партитуру, не опасаясь, что отличия будут заметны. Зюсмайер был способным музыкантом, но все же не гением; он постарался свести к минимуму чужое вмешательство в моцартовскую музыку. С одной стороны, это свело количество «инородного» материала к минимуму, с другой — оставило нереализованным многие авторские планы. Так, в последнем номере Реквиема, Agnus Dei, используется тема из первого номера (там она звучала со словами Kyrie eleison). Завершающая Sanctus Osanna невелика, хотя в этом разделе предполагалась развернутая хоровая фуга. Даже в знаменитой Lacrymosa только первые восемь тактов — моцартовские.

И все же, несмотря на трагическую «неоконченность», Реквием сегодня — одно из самых популярных моцартовских произведений, стабильно присутствующее в репертуаре различных исполнителей и неизменно любимое слушателями. Это неслучайно, так как в этом сочинении ярко воплотилось основное противоречие мироощущения композитора: беззаветная влюбленность в жизнь и страх неизбежности смерти. Эта тема звучит во всем творчестве Моцарта, наиболее полно раскрываясь в опере «Дон Жуан». В отличие от оперы, в Реквиеме нет страниц музыки, связанных с беспечностью, весельем и наслаждением предоставляемыми жизнью удовольствиями, ведь это духовное сочинение. Но на фоне суровых, мрачных образов звучит робкая надежда на существование лучшего мира.

Особенно ярко этот контраст воплощен в Confutatis. Рокочущий басами оркестр изображает языки адского пламени, на его фоне звучит перекличка двух хоров, мужского и женского. Суровость интонаций мужского хора уравновешивается прозрачным и нежным тембром женских голосов. Во второй части Confutatis хоры объединяются, и музыка звучит более сдержанно, постепенно успокаиваясь и затихая в молитвенном смирении. Реакцией на столь сильный выплеск энергии, обессилено начинается Lacrymosa. Оркестровая ткань пронизана щемящми вздохами оркестра, в то время как у хора звучит проникновенная романсовая мелодия широкого дыхания. Первоначальное скорбное оцепенение в развитии трансформируется в сильные драматические кульминации, в которых мягкость и некоторая элегичность сменяются неуклонным, поступательным восхождением, которое вызывает ассоциации с поступью Рока.
Драматизм и острый конфликт, составляющие стержень Реквиема, впечатляющие контрасты, яркость и емкость образов обеспечили ему долгую концертную жизнь. Несмотря на то, что композитор не успел довести его до конца, это подлинно авторское произведение, в котором воплотились величие и трагизм моцартовского гения.

Части Реквиема

1. Requiem aeternam — Вечный покой
2. Dies irae — День гнева
3. Tuba mirum — Вострубит
4. Rex tremendae — Царь потрясающего величия
5. Recordare — О припомни
6. Confutatis — Ниспровергая
7. Lacrymosa — Слезная
8. Domine Jesi — Господи Иисусе
9. Hostias — Жертвы
10. Sanctus — Свят
11. Benedictus — Благослови
12. Agnus Dei — Агнец Божий
 

Теги:
 

© "Forum Art Cafe" - при копировании контента ссылка на форум обязательна
SimplePortal 2.3.7 © 2008-2024, SimplePortal