Творческий облик А. Н. Скрябина (1871—1915) своеобразен. Утонченный эстет, тяготевший при этом как к миниатюрам, так и к масштабным композициям, композитор, обладавший неповторимым, индивидуальным стилем и блестящий пианист. Как композитор Скрябин проделал огромный путь от пьес, содержащих отголоски шопеновского стиля до сочинений, впитавших его собственные творческие «установки». Это привело и к заметному усложнению стиля: гармонии становятся все более диссонантными, мелодика все более прихотливой, а музыкальная ткань насыщается мозаичными переплетениями голосов. Значительное обновление музыкального языка сочетается у композитора с выстроенной композицией и выверенной логикой развития.
Весь композиторский путь Скрябина — путь неустанного движения к чему-то смутному, не до конца понятному, но, безусловно, масштабному. Сабанеев писал: «Его щекотало пребывание в мире этих иррациональных и экзотических идей, ему нравилось плыть в океане неопределённых фантазий. Но видимо, наряду с этим у этого человека было и глубокое, серьёзное желание что-то свершить, что-то грандиозное создать, что-то мировое "осознать"... — но силы были слабы». Когда этот замысел оформился в сознании композитора, он приступил к созданию грандиозной Мистерии, которая должна была вобрать в себя все явления окружающего мира, привести к его концу как материального объекта и породить новую Вселенную. Трудно представить, что человеку под силу реализация такого поистине сверхчеловеческого замысла, но Скрябин с энтузиазмом принялся за дело и даже написал вступительную часть — «Предварительное действо». Правда дальше процесс так и не пошел — вскоре композитора не стало.
Философские искания Скрябина оказали непосредственное влияние на его музыкальное творчество. Разработанная им концепция получила название «теория саморазвития духа» и обладает ярко выраженной стадийностью. Основные позиции этой теории таковы: вначале есть лишь хаос, из которого в результате творческого томления духа зарождаются два полярных начала: активное и пассивное. Результатом их взаимодействия становится появление материи. Затем происходит обратный процесс: материя распадается, и в момент дематериализации достигается экстаз - высвобождение духа. После того, как утверждается торжество духа, все снова низвергается в пучину хаоса и... начинается новый цикл. Эта философская концепция сочеталась у Скрябина с идеей мессианства художника, пониманием роли человека искусства как создателя всего сущего.
Некоторые произведения Скрябина являются «слепками» с его философской концепции. К их числу относятся фортепианные сонаты №4 и №5.
Фортепианное наследие композитора обширно. В нем четко выделяются две тенденции, характерные для скрябинского стиля в целом: к миниатюре и созданию крупных композиций. Десять фортепианных сонат представляют вторую линию творчества. Сонаты создавались Скрябиным на протяжении более чем двадцати лет (с 1892 по 1913 год), и в них прослеживается заметная эволюция. Отталкиваясь от традиционного типа цикла, в Четвертой сонате композитор подходит к новой концепции фортепианной сонаты, окончательно реализованной им в следующей, — Пятой. Скрябин отходит от традиционного трех – четырехчастного цикла и приходит к одночастной композиции. При этом особенности строения сонат диктуются не столько закономерностями музыкальной формы, сколько стадийностью скрябинской теории.
Обе сонаты программны. Правда, программа Четвертой сонаты, не предпослана непосредственно произведению. Скрябин, высказываясь о замысле этого сочинения, говорил об образе далекой звезды, таинственной и манящей. Вначале она лишь едва мерцает, но крепнет и разгорается, превращаясь в прекрасное сияющее солнце:
«В тумане легком и прозрачном, вдали затерянная, но ясная
Звезда мерцает светом нежным. О, как она прекрасна!
Баюкает меня, ласкает, манит
Лучей прелестных тайна голубая...
Приблизиться к тебе, — звезда далекая!
В лучах дрожащих утонуть, — сиянье дивное!
То желанье острое, безумия полное и столь сладострастное,
Что всегда, хотел бы желать без цели иной, как желание само...
Но нет! В радостном взлете ввысь устремляюсь...
Танец безумный! Опьянение блаженства!
Я к тебе, светило чудное, устремляю свой полет! —
К тебе, мною свободно созданному,
Чтобы целью быть полету свободному!
В игре моей капризной о тебе я забываю.
В вихре, меня уносящем, от тебя я удаляюсь. -
В жгучей радости желания исчезает цель далекая...
Но мне вечно ты сияешь, ибо вечно я желаю!
И в солнце горящее, в пожар сверкающий
Ты разгораешься, — сияние нежное!
Желанием безумным к тебе я приблизился!
В твоих искрящихся волнах утопаю...
И пью тебя — о, море света!
Я, свет, тебя поглощаю!»
Программа Пятой сонаты — фрагмент более развернутого поэтического сочинения, использованного композитором в качестве программы другого, симфонического сочинения — «Поэмы экстаза»:
«Я к жизни призываю вас, скрытые стремленья!
Вы, утонувшие в тёмных глубинах
Духа творящего, вы, боязливые
Жизни зародыши, вам дерзновенье я приношу.»
Четвертая и Пятая сонаты имеют много общего, так как опираются на теорию саморазвития духа, но каждая обладает своими особенностями.
Соната №4 двухчастна. Части контрастны по темпу и настроению, но связаны интонационно: заглавная тема первой части — это основная тема сонаты, так называемая тема звезды. Вначале она звучит на тишайшей звучности, хрупко и нежно, это призрачный, неземной образ. Ее мелодия - непрерывное стремление вверх, в заоблачную высь. Это - этап томления. Вся первая часть построена на развитии этой темы: развиваясь, оплетаясь пластичными фактурными подголосками, она, тем не менее все еще звучит словно издали. Первая (медленная) часть без перерыва переходит в стремительную вторую, пронизанную ощущением полета. Начинается стадия активного развития, в темах этой части проявляется волевое начало. В центре части на гребне развития вновь возникает тема звезды: теперь она звучит более активно и решительно. Но итоговая точка развития достигается в конце сонаты: тема звезды звучит мощно, призывно, на три форте и в плотной аккордовой фактуре. Соната оканчивается экстатической кульминацией.
Структура сонаты №5 еще более последовательно отражает этапы скрябинской теории. Одночастная композиция открывается вступлением, построенным на двух контрастных темах. В басу звучит тема хаоса: глухой рокот, в котором нет ясной мелодии или гармонии. Тема стремительно «взлетает» вверх, буквально испаряясь в верхнем регистре, и на смену ей приходит тема мечты (или тема томления). Пока это лишь «скрытые стремленья» — тема звучит утонченно, изящно, но немного нерешительно, словно нащупывая дальнейшие пути развития. Основная часть, как и в Четвертой сонате — область интенсивного развития. Главная тема, хотя и родственная мотивно теме томления, звучит действенно и активно. Вторая (побочная) тема основной части сонаты — напротив, хрупко-изломанный образ, в своей статичной красоте близкий теме томления из вступительного раздела. Его кульминация находится в центре сонаты, в то время как кульминация темы томления «приберегается» на конец. В развитие сонаты неоднократно вплетается тема хаоса, ее появления связаны с реминисценциями темы томления. Как и в Четвертой сонате, кульминация находится в конце произведения, и осуществлена таким же образом: это превращение лирической темы (томление, мечта) в экстатическую. Но Пятая соната заканчивается иначе: после гимнической кульминации на теме томления вновь звучит тема хаоса, реализуя идею бесконечности, замкнутого круга, по законам которого построена скрябинская Вселенная.