Познакомимся FLAC
Хранить музыку на аналоговых носителях довольно неудобно. Магнитная лента быстро теряет свои магнитные свойства и эластичность пластика, а винил требует еще более бережного обращения (царапаются и пылятся) чем лента. И рано или поздно приходит мысль об оцифровке.
Цифровые записи неподвержены изменениям, от которых страдают аналоговые носители звука.
Процесс оцифровки мы пропустим, это отдельная тема. Остановимся лишь на последнем этапе кодирование (сжатие).
В ходе кодирования полученная последовательность чисел “архивируется” по определенному алгоритму. Самый популярный на сегодняшний день цифровой формат сжатия звука – это разработанный институтом им. Фраунгофера MPEG Layer3, или, нам всем привычного - MP3.
При высоком качестве кодирования отдельных блоков (битрейт до 320 Кбит/с) в нем применяются только математические алгоритмы сжатия. Качество при этом не страдает, но и размер файла уменьшается всего в четыре раза, то есть мы имеем такой коэффициент сжатия, какой дал бы обычный архиватор.
При снижении скорости кодирования подключаются алгоритмы удаления «ненужных» звуков (в соответствии с так называемой психоакустической моделью), которые обычный человек обычно не слышит.
Большинство специалистов полагает, что потери при сжатии в mp3 c битрейтом 320 кбит/с настолько незначительны, что этими величинами можно пренебречь, и что фактический (воспринимаемый человеком) уровень качества в этом случае неотличим от качества AUDIO СD. Некоторые авторы статей считают, что большинство людей не отличают качество звука сжатого выше 192 кбит/с.
Но как мы знаем – все люди разные. В конце концов, существует психологический барьер. Эстетствующие меломаны и часть ностальгирующих аудиофилов полагают, что лучшим носителем музыки является винил. Техническое несовершенство метода записи и воспроизведения этих людей заботит мало.
И всё же, среди бесчисленных споров, можно найти золотую середину.
Все алгоритмы кодирования звука принято подразделять на две группы: с потерями информации (lossy) и без (lossless).
С сжатием с потерями (lossy) мы уже разобрались. Без формата MP3 еще существует огромное количество других, более продвинутых форматов. Например, формат AAC при равных битрейтах считается намного лучше MP3. Все новые фильмы звук кодируют именно в AAC.
Сжатие без потерь (lossless)Существующие сегодня алгоритмы кодирования без потерь (например, Monkey s Audio APE) позволяют значительно сократить занимаемый данными объем, но при этом обеспечивают стопроцентное восстановление информации из материала, полученного после сжатия. Подобные кодеры действуют как специализированные архиваторы, предназначенные для сжатия именно аудиопотока.
На сей день существует много форматов записи звука без потерь. Список существующих lossless:
Free Lossless Audio Codec — FLAC
Apple Lossless — ALAC (Apple Lossless Audio Codec)
Audio Lossless Coding — также известен как MPEG-4 ALS
Direct Stream Transfer — DST
Dolby TrueHD
DTS-HD Master Audio
Meridian Lossless Packing — MLP
Monkey's Audio — Monkey’s Audio APE
OptimFROG
RealPlayer — RealAudio Lossless
Shorten — SHN
TAK — (T)om’s verlustfreier (A)udio (K)ompressor (нем.)
TTA — True Audio Lossless
WavPack — WavPack lossless
WMA Lossless — Windows Media Lossless
Самые популярные 3, это свободный
FLAC и два лицензионных
ALAC и
APE. Большинство “железных” плееров поддерживают исключительно эти форматы.
Формат APE – он же «мартышкин» кодек.Сжать оцифрованный звуковой файл можно любым архиватором типа RAR или ZIP. Но засада в том, что файлы, сжатые этими архиваторами, нельзя воспроизводить без предварительной распаковки. Поэтому разработчик: Matthew T. Ashland придумал кодек «Monkey s Audio».
Со слов разработчиков, сжатие в формат Monkey s Audio позволяет уменьшить размер WAV-файлов в среднем на 30-50%. Более того, в зависимости от сложности звукового материала возможна даже многократная компрессия. Самое главное в том, что «мартышкина» компрессия не только не приводит к потере качества оригинального контента, но и позволяет сохранять дополнительную служебную информацию, хранящуюся в исходном файле.
Но есть и недостатки. APE-кодек, несмотря на высокую скорость кодирования и гибкость настроек, не поддерживает многоканальное и потоковое звучание, а также не дружит с многими бытовыми устройствами воспроизведения.
Формат FLAC «Free Lossless Audio Codec»
Вот мы и добрались до нашего главного героя этой темы. Название данного кодека – аббревиатура от «Free Lossless Audio Codec».
Разработчик: Josh Coalson, Speek
Это кроссплатформенный кодек абсолютно свободен и позволяет сжимать звук без какой-либо потери качества оригинала!!!
FLAC обладает всеми лучшими достоинствами архиватора звука.
Поддерживает потоковый звук и многоканальные треки. Кодек славится безупречной работой, полным отсутствием ошибок сжатия и поддержкой ID3-тэгов. Полная реализацией софтверной и «железной» поддержки. Звуковые файлы, сжатые данным кодеком, можно слушать на всех портативных плеерах, в новых моделях автомагнитол и бытовой техники.
В формате FLAC для удобства рекомендуется сжимать «сырой» оцифрованный звук WAV.
1. Музыка в формате WAV намного большем объёме (wav крайне неэффективен в использовании дискового пространства).
2. Во- вторых, он не позволяет использовать большее количество тегов для маркировки файлов.
Формат FLAC использует меньше места, чем wav, и позволяет более точно использовать большее количество тегов для маркировки файлов, что делает его идеальным в качестве долговременного хранения в цифровой среде для хорошего звука. Независимо от того, сколько раз вы будете копировать (сжимать и разжимать) его (в относительном смысле), поколение за поколением, источник звука остается практически неизменным.
Многие меломаны любят музыку в формате FLAC, потому что это помогает сохранить записи в их первоначальном состоянии.
И хоть FLAC имеет полный спектр звука, с чисто технической точки зрения, в этом формате есть пожалуй один единственный минус - не у всех есть хорошая звуковая техника для прослушивания музыки.
Да, я уже писал и в других темах, что носитель (винил, лента или оцифровка) сами по себе еще не являются гарантией хорошего звука. Вы так и не узнаете разницы между flac и mp3 если у вас нет качественной звуковой техники. Звуковое оборудование является одним из тех факторов, на которые вы можете потратить большие средства, чтобы получить самый качественный звук. Для большинства людей такие инвестиции просто не реальные.
Если вы хотите, чтобы ваша музыка зазвучала хорошо, надо купить внешний USB аудио декодер (он же «ЦАП». Затем, купить хороший усилитель и акустику. Усилитель для наушников и естественно сами наушники. Названия фирм и цену я пропуская ибо тут у каждого свои предпочтения и финансовые возможности.
Ну а слушать музыку в формате FLAC, если у вас дешевая техника – извините, но это совершенно пустое занятие. Для этого вполне подойдет старый любимый MP3.