• Жизнь Клима Самгина - великая книга Максима Горького о поиске себя, одиночестве и трагедии личности интеллигента в России 5 0 5 1
Текущий рейтинг:  

A A A A Автор Тема: Жизнь Клима Самгина - великая книга Максима Горького о поиске себя, одиночестве и трагедии личности интеллигента в России  (Прочитано 12856 раз)

Description:

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Dmitry Dobrikus

Сейчас читаю отрывок, рассказывающий о посещении Самгиным Всероссийской Промышленной Выставки и Ярмарки 1896 года в Нижнем Новгороде. Потрясающе интересно Горький описывает красоты и многообразие выставки, даже Клим Самгин при всем его скептицизме и отстранённости испытал чувство мощного восхищения, уважения к мастерам и чувство патриотизма. И описывается исторический приезд на Выставку молодого 26-ти летнего Николая Второго, недавно вступившего на престол. Я быстренько решил навести справки в интернете, чтобы уточнить конкретные нюансы, и оказалось что Царь как раз в сегодняшнюю дату 17 июля посещал Нижегородскую Выставку.
 

Оффлайн Dmitry Dobrikus

Вообще в романе показано немало различных исторических событий, как положительного так и отрицательного плана. И Алексей Максимович с присущим ему даром рассказчика ярко, сочно и интересно повествует о них. Волею писателя Клим Самгин, часто случайно, оказывается в гуще этих событий. Так он оказался в эпицентре мирного массового шествия 9 января 1905-го года, закончившегося расстрелом толпы, повлиявшего на дальнейшее усиление общественных беспорядков. Самгин случайно встретил в Петербурге Игоря Туробоева, а тот работая на тот момент журналистом пригласил его на выступление Попа Гапона перед рабочими, и затем на шествие. Также Клим наблюдал трагическую гибель людей на Хадынском поле в 1896-м году, когда огромная толпа народа, соблазнённая получением подарков по случаю коронации Николая Второго, устроила массовую давку. Так что к сожалению поводов для искренней радости и патриотических чувств было наверное не очень много. Тимофей Варавка как-то спросил Клима полушутя, не чувствует ли тот себя иностранцем в России, на что Самгин ответил что-то типа "разве может по другому чувствовать себя думающий человек в стране где возможны Хадынки".

Тем не менее время было удивительное и восхитительное. Сколько было замечательных сословий, благородных родовых линий, прекрасных традиций. Особенно если брать мир интеллигенции, купечества, офицерства. Да и сословия попроще, те же мещане были достаточно образованы и имели чувство достоинства и пути для развития и самореализации. Для людей не были пустыми словами: культура, честь, долг. Сейчас это всё безвозвратно утеряно.

Вообще конечно "Жизнь Клима Самгина" уникальное произведение, кроме всего прочего это талантливо и интересно написанный памятник историческим событиям и всем пластам общества, последних 40 лет дореволюционной России.
 

Оффлайн Dmitry Dobrikus


@Dmitry пишет:Сейчас читаю отрывок, рассказывающий о посещении Самгиным Всероссийской Промышленной Выставки и Ярмарки 1896 года в Нижнем Новгороде. Потрясающе интересно Горький описывает красоты и многообразие выставки, даже Клим Самгин при всем его скептицизме и отстранённости испытал чувство мощного восхищения, уважения к мастерам и чувство патриотизма. И описывается исторический приезд на Выставку молодого 26-ти летнего Николая Второго, недавно вступившего на престол. Я быстренько решил навести справки в интернете, чтобы уточнить конкретные нюансы, и оказалось что Царь как раз в сегодняшнюю дату 17 июля посещал Нижегородскую Выставку.


А ведь 17-го июля 18-го года произошла трагическая гибель Николая Второго и его семьи в Екатеринбурге.
 

Оффлайн Dmitry Dobrikus

Интересная статья с анализом Самгина на портале "Артбухта" - ссылка . Достаточно объективно и с искренней попыткой понять героя Самгина.

Клим  «выдуман» с детства  - вначале восторженно-влюбленным в «гениального ребенка» отцом, потом – учителями и, наконец, самим мальчиком-подростком-юношей-взрослым человеком Самгиным. Ничего гениального не было, и Клим знал это о себе с раннего возраста. Сначала знал, понимал – по реакции деда и некоторых взрослых, а особенно – по поведению детей. Стал старше – научился обманывать, сначала «экзаменаторов», а после – себя, причисляя всех «неверующих в исключительность» Самгина – к личным врагам и завистникам.

Такое впечатление, что он уже родился стариком – и стариком недобрым, мнительным, самолюбивым, обидчивым. «Ему казалось, что сдержанностью и отчужденностью он внушает уважение к себе…» - «оправдывает» своего героя Горький.


Но что хуже - так или всю жизнь прожить ни о чём не задумываясь, быть всем довольным, будучи во власти инстинктов и банальных предрассудков, навязанных извне? Вот вопрос. Хотя понятно что и так и так не хорошо. Лучше быть гармоничным, культурным и счастливым. Но это мало кому удаётся.

Налицо противоречие. С одной стороны – антигерой, по капле убивающий в себе душу, способность радоваться жизни, любить и ненавидеть, бесчувственный и жестокий в своём безразличии к людям. С другой стороны – душа-то есть, мешает жить, требует своего, пробивается, ищет чего-то  –  да выживет ли?


С одной стороны – довольно неприглядный психологический тип. С другой стороны – все события, все разговоры, все мысли поданы нам от первого лица, «поданы» в восприятии Самгина – и происходит «слияние» - пусть невольное – героя с читателем (и с автором?). А, стало быть, хочешь - не хочешь – «включается» со-переживание.


Очень точно, и со-переживание, и со-страдание, и печаль за него (а может в чём-то и за себя?).

В жизни мы так же много малодушничаем, совершаем мелкие подлости и пытаемся оправдаться сами перед собой, боимся чужого мнения, боимся быть собой. Конечно, мой друг прав: трудно найти в себе Наташу Ростову или князя Андрея. Зато Самгина – легко. Каждому. Так «антигерой» ли?! Скорее, типичный представитель. Человека разумного. Интеллигентного. Человека, который слишком много думает, а жить – забывает. А когда хочет – История не дает выжить…

 

Оффлайн Dmitry Dobrikus

Выкупил заказ с романом "Жизнь Клима Самгина". Букинистическое издание. Состояние физического качества книги в целом нормальное, среднее. Хотя конечно достаточно всяких мелочей типа помарок и пятен, кое-где помятостей, поэтому сразу видно что издание не новое. Но вообще легендарное издание: тома № 19,20,21,22 из масштабного 30-ти томного собрания сочинений. 19-21 тома вышли в 1952 году, 22-й в 1953-м. Сразу ощущается запах старой классической бумажной книги. Запах истории! Книги одеты в супер-обложки. Цвет непосредственно самих обложек тёмный. Возможно как раз это издание, взятое в библиотеке, я читал в 90-е годы. Тираж 300 тысяч экземпляров. Цена 12 рублей (каждого тома я так понимаю). В каждой книге представлено по несколько фотографий Горького, сделанных в Европейских странах в 20-е годы.

Надеюсь что издательство "Эксмо" или какое-то другое сделает новое переиздание, тогда приобрету и новое издание романа. Мне бы хотелось представленное выше издание всех томов под одной обложкой.

Жизнь Клима Самгина - великая книга Максима Горького о поиске себя, одиночестве и трагедии личности интеллигента в России - Страница 2 13436838_m

В одном из томов обнаружился уникальный артефакт - абсолютно новенький, не тронутый, маленький талончик контроля качества книги, по которому можно было обменять книгу в случае брака. Интересно как раньше следили за качеством книг. Занимательный момент, что типография где печаталось собрание сочинений Алексей Максимыча называлась "Печатный Двор" им. Горького, а одна из организаций под эгидой которой вышло собрание это "Институт Мировой Литературы им. Горького". Большую славу сделали Максиму Горькому, после его возвращения (после долгих раздумий) в послереволюционную Россию.

Жизнь Клима Самгина - великая книга Максима Горького о поиске себя, одиночестве и трагедии личности интеллигента в России - Страница 2 13436837_m
 

Оффлайн Dmitry Dobrikus

В чём сила героя Самгина и романа в целом - он даёт мощное противоядие от пошлости, хамства, низости жизненной. Он своим примером изысканного снобизма, интеллигентного стиля и культурной манеры общения, аристократической стойкости и непоколебимости даёт силы противостоять грубости и примитивности обыденной современной жизни. Осмысляя его спина распрямляется, и чувство собственного достоинства просыпается. Вот и такое позитивное воздействие происходит после прочтения, как может это ни парадоксально.

И каким бы ни был герой Самгина, лучше быть таким как он и жить в окружении таких личностей, чем в обществе булгаковских "Шариковых", которых привёл к власти октябрьский переворот 17-го года и в которых пытались и успешно превратить всё российское общество.
 

Оффлайн Dmitry Dobrikus

Сейчас будучи вовлечённым в мир произведения, одновременно просматривая сериал и перечитывая книгу, изучаю заново материалы об исторических событиях затронутых в Самгине. Вот уникальное последнее интервью 1964-го года (в 2-х частях) с Александром Керенским - последним премьером Временного правительства России - http://diletant.media/articles/29511628/?sphrase_id=2719973 . Он достаточно внятно рассказывает о катастрофических событиях 17-го года, одним из главных свидетелей и участников которых он был.
 

Оффлайн Dmitry Dobrikus

Поразмыслил, а какие ещё литературные герои в чём-то схожи с Климом Ивановичем Самгиным. Почему-то сразу вспомнились Жульен Сорель из произведения Стендаля "Красное и Чёрное" и Живаго из романа Пастернака. Хотя они всё же не совсем идентичны Самгину конечно, но вот вспомнились они. Жюльен Сорель, житель Франции первой половины 19-го века, вдумчивый, сдержанный, постоянно занимающийся самоанализом и размышлениями. И Юрий Живаго, интеллигент пытающийся выжить в послереволюционной России и сохранить чувство достоинства и свой душевный мир. Может быть его можно воспринимать как Самгина пережившего революцию, хотя повторюсь сходство чисто поверхностное. И вот как только я вспомнил про Жюльена Сореля на прошлой неделе, в тот же день посмотрел программу канала ОТР, по которому шёл сериал о Самгине, а там был заявлен мини-сериал "Красное и Чёрное" режиссёра Герасимова, снятый в 1976-м году, с Ерёменко младшим в гл. роли. Вот совпадение! И всю эту неделю наслаждаюсь по вечерам уже данной великолепной классической постановкой. В субботу как водится будут показаны все серии разом. Опять с радостью окунулся в мир аристократии, изысканных манер, шикарных старинных костюмов и романтических отношений.

P.S. Помнится я в своё время, будучи учащимся, писал сочинение на экзамене, на тему романа "Красное и Чёрное" и получил пятёрку, вообще сочинения на литературные темы, как в школе так и при дальнейшей учёбе, почти всегда писал на отлично и всегда с удовольствием.
 

Оффлайн Dmitry Dobrikus

Ближе к концу романа Клим Иванович, будучи по делам в Берлине, посещает музей, где видит картины Иеронима Босха (Jheronimus Bosch) (1450—1516) (настоящее имя Ерун Антонисон ван Акен), нидерладского художника периода Возрождения, одного из самых известных, крупных и загадочных живописных мастеров своего времени.

Картины Босха наполнены фантасмагорией и жутким сюрреализмом, но именно этим привлекают миллионы поклонников уже немало веков. Знатоки, пристально изучающие творчество мастера, считают что в полотнах Босха заключён глубокий смысл, множество скрытых и явных аллегорий и символических намёков. Картины Босха отличаются красочностью, масштабностью, наполненностью множеством предметов и персонажей, выверенностью рисунка, чёткой прорисовкой каждого элемента. Несколько картин имеют более размытые очертания, тёмные тона и особенную мрачность.

Творчество Босха удивительное и оригинальное, и нам мой взгляд любителя, весьма отличается от основной живописи средних веков. Такой живописный стиль, смелость и оригинальность скорее больше подходят веку двадцатому, к направлению современного сюрреализма и сравнимы к примеру с творчеством Сальвадора Дали. Просто поразительно что в те давние века, такие непростые, когда жизнь людей и художников была скована жёсткими канонами и предрассудками - Босх позволял себе такое вольное, смелое и своеобразное творчество.

Клим Иванович был очень впечатлён картинами художника и долго размышлял о них. Привожу впечатления Клима Самгина от картин Иеронима Босха:

Он встал, пошел  дальше, взволнованно повторяя стихи, остановился пред
темноватым квадратом, по которому  в хаотическом беспорядке разбросаны были
странные фигуры фантастически  смешанных  форм:  человеческое соединялось с
птичьим  и звериным,  треугольник, с лицом,  вписанным в него, шел  на двух
ногах. Произвол  художника  разорвал,  разъединил знакомое существующее  на
части  и комически дерзко связал эти части в невозможное, уродливое. Самгин
постоял пред  картиной минуты три и вдруг  почувствовал,  что  она  внушает
желание повторить работу художника, -  снова разбить его фигуры  на части и
снова соединить их, но уже так, как захотел бы он, Самгин. Протестуя против
этого желания и недоумевая, он пошел прочь, но тотчас вернулся, чтоб узнать
имя автора. "Иероним Босх" -  прочитал  он на тусклой,  медной пластинке  и
увидел  еще  две маленьких,  но столь  же странных.  Он  сел  в  кресло  и,
рассматривая  работу, которая как будто не  определялась понятием живописи,
долго пытался догадаться: что думал художник Босх, создавая из разрозненных
кусков реального этот фантастический  мир?  И чем более он  всматривался  в
соединение несоединимых форм птиц, зверей, геометрических фигур, тем  более
требовательно  возникало желание  разрушить  все  эти  фигуры, найти смысл,
скрытый в  их угрюмой фантастике. Имя - Иероним Босх - ничего не напоминало
из истории живописи. Странно, что эта раздражающая картина нашла себе место
в лучшем музее столицы немцев.


А мне странно что Самгин у Горького не знал имени Босха, уже давно являвшегося известным классиком европейской живописи и несомненно каждый образованный и интеллигентный человек должен был бы слыхать это имя.

Этот Босх поступил с действительностью,  как ребенок с игрушкой, -  изломал
ее  и  затем  склеил  куски,  как ему  хотелось.


Крылатые обезьяны, птицы с головами зверей, черти в форме жуков, рыб и
птиц. Около  полуразрушенного шалаша испуганно скорчился святой Антоний, на
него  идут  свинья,  одетая  женщиной,  обезьяна в смешном  колпаке;  всюду
ползают  различные  гады;  под столом, неведомо  зачем  стоящим в  пустыне,
спряталась голая женщина; летают ведьмы;  скелет какого-то животного играет
на арфе; в воздухе летит  или взвешен колокол; идет царь с головой кабана и
рогами  козла.  В картине "Сотворение человека" Саваоф изображен безбородым
юношей,  в раю  стоит  мельница, - в  каждой картине  угрюмые,  но все-таки
смешные анахронизмы.


В отрывке выше Максим Горький допускает неточности. У Босха нет картины "Сотворение человека", а есть картина "Сотворение Мира", но там другой сюжет. Моменты описанные Горьким можно отнести к картине "Сад земных наслаждений", но там присутствуют не стыковки. Определённо Горький допустил неаккуратности в описании. Это я сам увидел при сравнении текста и изучения творчества Босха, но этот момент описан в специальном исследовании исторических моментов романа (эту книгу (букинистическое издание 70-х годов) я постараюсь приобрести и представить в данной теме).

В фильме "Жизнь Клима Самгина" автор (Виктор Титов) добавляет от себя что Самгин увидел себя в образе Святого Антония на картине "Искушение святого Антония". На ней Святой Антоний изображён в окружении всяческого непотребства и мерзости мира, которая на него наваливается и он вынужден ей противостоять. Наверное достаточно точная метафора, показывающая то что творилось на душе у Клима Ивановича.

~~~


Жизнь Клима Самгина - великая книга Максима Горького о поиске себя, одиночестве и трагедии личности интеллигента в России - Страница 2 13679731_m

2016 год объявлен в Европе Годом Иеронима Босха. С 10 июня и впервые в Санкт-Петербурге, в Пятом павильоне киностудии «Ленфильм» начинает свою работу уникальная мультимедийная выставка «БОСХ. Ожившие видения». Насколько я понимаю оригиналов картин Босха представлено не будет. Будет только мультимедийные инсталляции на экранах, представляющие изображения картин и всяческую информацию о художнике. На сайте "Ленфильма" сказано что выставка продлится до 2 октября.
 

Оффлайн m_blagochinnov

Гавриш, Татьяна Ростиславовна."Жизнь Клима Самгина" А. М. Горького в литературном процессе 1920 - начала 1930-х годов : диссертация кандидата филологических наук - http://search.rsl.ru/ru/record/01000210090 - бесплатный просмотр только 21-й страницы, остальное за плату.
 

Оффлайн Dmitry Dobrikus

Приобрёл замечательное букинистическое издание 1976-года книги Иосифа Вайнберга "За горьковской строкой. Реальный факт и правда искусства в романе "Жизнь Клима Самгина". В интернет магазине "Озон". По цене 110 рублей. В книге в виде единого повествования, разделённого на несколько частей, рассматриваются различные исторические моменты, описанные в романе "Жизнь Клима Самгина". Читать интересно. Но к сожалению чувствуется идеологическая подоплёка исследования (что естественно), поэтому всё что связано с царским режимом объясняется критически, а деятели революции выведены исключительно положительно. И таким образом нет объективности выводов и правдивости анализа. В книге присутствует несколько фотографий, карикатур и текстов нескольких страниц рукописных авторских черновиков "Самгина".

Жизнь Клима Самгина - великая книга Максима Горького о поиске себя, одиночестве и трагедии личности интеллигента в России - Страница 2 13849445_mЖизнь Клима Самгина - великая книга Максима Горького о поиске себя, одиночестве и трагедии личности интеллигента в России - Страница 2 13849446_m

Существует ещё одна книга Иосифа Вайнберга на тему "Самгина", которая так и называется ""Жизнь Клима Самгина" М. Горького". Вот там, насколько я понимаю, без субъективных выводов, анализа и идеологической подоплёки, просто в виде как бы своего рода энциклопедии даются пояснения по поводу исторических имен, произведений искусства, философских терминов и т.д., упомянутых в романе Горького. Вайнберг "впервые выявляет прототипы отдельных персонажей, устанавливает реальные имена безымянных или зашифрованных литературных и общественных деятелей, введенных в число действующих лиц произведения.". Вот эту книгу мне особенно хотелось бы иметь, но пока она отсутствует в продаже. Это также букинистическое издание 1971-го года. После советского времени обе книги Вайнберга не переиздавались. Оцифровки текстов в интернете не представлено.

Жизнь Клима Самгина - великая книга Максима Горького о поиске себя, одиночестве и трагедии личности интеллигента в России - Страница 2 13849586_m
 

Оффлайн Dmitry Dobrikus

В 1986-м году, чуть раньше выхода теле-фильма, был создан телеспектакль "Жизнь Клима Самгина" в постановке Московского академического театра имени Вл. Маяковского. Постановка А. Гончарова и А. Ромашина. Самгина играет Анатолий Ромашин. Спектакль был издан официально на dvd. Отзывы о спектакле не очень хорошие. Ни в какое сравнение не идет с фильмом и игрой Андрея Руденского. Я смотреть пока не хочу. Ромашин на мой взгляд совершенно не подходит для этой роли.

Жизнь Клима Самгина - великая книга Максима Горького о поиске себя, одиночестве и трагедии личности интеллигента в России - Страница 2 Romash10
 

Теги:
 

© "Forum Art Cafe" - при копировании контента ссылка на форум обязательна
SimplePortal 2.3.7 © 2008-2024, SimplePortal