0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.
Предисловие переводчицы Ирины Мягковой Драматург, эссеист, романист и сценарист Эрик-Эммануил Шмитт родился 28марта 1960 года в Лионе. Готовился к карьере композитора, учился играть нафортепьяно. С тех пор музыка, наряду с теологией и метафизикой, -- страстьего жизни. "Музыка всегда говорит правду, интеллект вступает позднее... Тоже происходит, когда я пишу пьесу. Я всегда пытаюсь услышать музыку души, тоесть нечто большее, чем просто слова", -- скажет он позже в одном изинтервью. Однако, кроме музыки, мальчик увлекался сочинительством: водиннадцать лет написал первую книгу, в шестнадцать -- первую пьесу"Грегуар, или Почему горошек зеленый", сатиру на тему сексуальноговоспитания. В конце концов слово одержало верх над музыкой. Закончивпрестижный парижский Высший педагогический институт (Эколь Нормаль сюперьер)и защитив философскую диссертацию, посвященную Дени Дидро (позже он напишетэссе "Дидро, или Философия соблазна"), Шмитт начинает преподавать философиюсначала в лицее Шербура, затем в Университете Шамбери. Но долго там незадерживается: научная карьера приносится в жертву литературе. Успехсопутствовал Шмитту с первого взрослого драматургического опыта: "Валонскаяночь" (1991) была поставлена Шекспировским королевским театром. Втораяпьеса, "Посетитель" (1993), в которой к Зигмунду Фрейду то ли наяву, то ливо сне является то ли безумец, то ли Господь бог, и где ведется глубокофилософский, но не скучный диалог о человеческой сущности, о смерти и орелигии, -- обеспечила ему признание критики (Мольеровская премия 1994 годав двух номинациях: "Театральное открытие" и "Лучший драматург"). И далее понарастающей. Спектакль "Загадочные вариации" (лучшая пьеса 1996 года), вкотором играл Ален Делон, совершает мировое турне (от Токио доЛос-Анджелеса) под оглушительные аплодисменты зрителей. "Вольнодумец" (1997,о Дени Дидро) -- история одного беспутного дня любимого героя Шмитта быласнята в кино с участием Венсана Переса и Фанни Ардан. Правда, фильм успехане имел: не любит кино разговоров, пусть даже таких увлекательных, какими ихсоздает Шмитт. "Фредерик, или Бульвар преступлений" (1998 ) снова получаетМольеровскую премию, а главную роль в парижском спектакле сыграл ПольБельмондо. В 2001 году французская Академия присуждает драматургу Гран-при.Кроме пьес, Шмитт пишет романы. И тоже получает за них премии. Премию"Первый роман" получила его "Секта эгоистов" (1994 год, издательствоАльбен-Мишель). Но самый большой успех выпал, пожалуй, на долю "Евангелия отПилата" (2000), над которым писатель работал 8 лет. Толчком к разработкеэтого сюжета послужила, по словам самого Шмитта, одна ночь 1989 года,проведенная им в Сахаре, где с ним случилось некое мистическое происшествие,после которого у него, рожденного в семье атеистов, установились особыеотношения с Богом. Роман двухчастный. Первая часть -- "Иисус" -- о человекево власти сомнений за несколько часов до смерти. В своем монологе (любимыйлитературный прием Шмитта) Иисус предстает скромным, простым, долгое времяне помышлявшим о своей миссии. Вторая часть -- "Пилат" -- написана в формеэпистолярного дневника: в письме к брату Титусу Понтий Пилат, с егонепоколебимой верой в разум, пытается тщательно и прагматично исследоватьнеобъяснимое явление -- исчезновение тела Иисуса; пытается преодолетьэкзальтацию и нетерпимость окружающих. В результате римский разум пасуетперед иудаистскими сомнениями. При всем при этом "Евангелие от Пилата" --лидер продаж и лауреат Гран-при читательниц журнала "Elle". В следующем,2001 году, Шмитт выпускает "Участь другого", где уготавливает АдольфуГитлеру судьбу состоявшегося художника, в результате чего тот не становитсядиктатором, и история человечества движется по другому пути. Совершенноочевидно, что философское воспитание, склонность к систематическому иглубокому осмыслению мира, во многом определяют творчество писателя. Вкачестве героев он часто выбирает универсальные фигуры мировой истории имифологии -- Иисус и Понтий Пилат, Дидро и Гитлер, Фауст (в эссе "Когда ябыл произведением искусства") и романтический актер Фредерик-Леметр... ВШмитте живет просветитель и в какой-то степени миссионер. Поэтому особоеместо в его творчестве занимает "Цикл о незримом", куда входят четыретекста: "Миларепа" (1997), "Господин Ибрагим и цветы Корана" (2001), "Оскари Розовая дама" (2002) и совсем недавний "Ребенок Ноэ" (2004). Объединяющая"Цикл о незримом" тема -- духовность и религия. Религиозные конфессии --буддизм (в "Миларепе"), ислам и иудаизм (в "Господине Ибрагиме и цветахКорана") и христианство (в "Оскаре и Розовой даме") как бы художественнопроиллюстрированы и сопряжены с конкретными человеческими (прежде всегодетскими) историями. Форму этих небольших произведений можноклассифицировать по-разному. Кто-то причисляет их к романам, кто-то кмонопьесам (потому что они написаны от первого лица), кто-то к детскимсказкам. Некоторые критики находят сходство Оскара с Маленьким принцем или сгероем Пенака Бенжаменом Малосеном. Так или иначе, эти произведения написаныскорее для игры, чем для чтения. Их и играют с большим успехом: "Оскара" --Даниель Дарье в Комеди Шан-Зелизе, а "Господина Ибрагима" (еще и в кино) --Омар Шериф, за что получил своего первого Сезара в 2004 году. На мой взгляд,обаяние "Оскара" и "Господина Ибрагима" -- в пафосе терпимости. Нетпротиворечий и агрессивности между людьми, принадлежащими к разнымнациональностям и религиям. Есть возможность выбора -- веры, друзей, дажесемьи. Есть мудрость приятия всего. Старшие (Господин Ибрагим, Розовая дама)учат младших (Момо, Оскара) примирению с жизнью, с болезнями, со смертью.Оказывается, полноценную жизнь можно прожить и за десять оставшихся тебедней. Конечно, если верить... И здесь Шмитт со свойственной емувиртуозностью балансирует на тонкой грани: еще немного и можно скатиться всентиментальность (в "Оскаре и Розовой даме"). Спасает интонация -- оченьпростая, без какой бы то ни было эмоциональной окрашенности, и еще юмор.
http://lib.ru/INPROZ/SHMITT_E/oskar.txt
"Эквус" - знаменитая скандальная пьеса английского драматурга Питера Шеффера о самоосознании и становлении подростка, лишенного религии и придумавшего себе Бога в образе Лошади (equus - в переводе с латинского «лошадь»). Написанная в 1973 году, пьеса была признана лучшей пьесой мира 70-х годов XX столетия. В основе сюжета - реальная история, произошедшая в маленьком городке под Лондоном.