А что у нашего Жана-Мишеля? О чём его музыка? К чему она зовёт?
Это хороший вопрос.
Когда в далёких уже 80-х годах я обсуждал с друзьями музыку Жарра, то все они в один голос выделяли главное, по их мнению, качество его музыки - концептуальность. Когда случалось сравнение с другими представителями электронной музыки - тот же Space, Zodiac, Rockets, Tangerine Dream, Klaus Schulze - музыка Жарра воспринималась как самая концептуальная, в которой все треки выставлены в некотором повествовательном порядке, и посредством которых автор рассказывал свою историю... Кому-то музыка Space нравилась больше, но по вопросу концептуальности и сценарной продуманности Жарр всё равно выигрывал. Ну, а музыку Клауса Шульце мы тогда не понимали.
Другой вопрос, о чем та история, которую рассказывает Жарр. Мне даже пришлось убедиться - сильно позже - в том, что сам автор этого не вполне понимает. Это удивительно. Кажется вполне очевидным, что уж автор-то должен лучше других знать, о чем поют его мелодии. Но это, увы, не всегда так. Я могу в пример привести себя. Меня нередко спрашивали: Считаю ли я свою собственную музыку духовной. А я не понимал вопроса и отвечал отрицательно. Я же пишу музыку о космосе - какая тут духовность?!
У Жарра, как это не удивительно, есть внутренняя преграда в отношении понимания собственной музыки. Он её принимает их высших сфер - приемник он хороший. Он очень эффективно передает принятое людям - даже самая полная фигня воспринимается его фэнами на ура. Передатчик он тоже замечательный.
Но как тот, кто осознает то, что он натворил - в этом он полный ноль, или как минимум очень близок к нулю. Отсюда все эти придурошные эксперименты с музыкальными технологиями в то время, пока его Муза отдыхает.
Но это не умаляет ценности того, с чем мы имеем дело.
Могу рассказать о своем восприятии. Есть ряд альбомов - Oxygene, Equinoxe, Magnetic Fields (в меньшей степени), Zoolook, Rendez-vous, Oxygene 3 и Equinoxe Infinity - музыка которых проводит меня по каким-то удивительным запредельным пространствам и рисует умопомрачительные пейзажи, моя душа наполняется удивительными переживаниями, и я переживаю опыт, сравнимый с тем, какой мог бы получить при воплощении в иных реальностях. И каждый раз мне рассказывается некоторая история, пересказать которую я не могу - она невербальная. Эта история выражается в чувствах, переживаниях впечатлениях. И в ней есть завязка, развитие, кульминация - возможны даже драматические развития событий, и все приходит некоторому подводящему черту финалу, в котором выносится то совокупное осмысление пережитого.
Жарра, кстати, спрашивали об этом. Но он не понимал, и говорил, что совсем не против того, что слушатели находят в его произведениях какой-то свой личный смысл. Но сам он этим музыку не нагружал, что впрочем не гарантирует такого, чтобы музыка совсем ничем не было нагружена до того, как попала к нему в мозг для воплощения в нашем мире.
_