В коротких сценах клипа показывают историю Германии, ее настоящее и не совсем светлое будущее. Rammstein мастерски вплетают понятные всем немцам культурные коды и даже в самом тексте обыгрывают запрещенную в Германии из-за использования нацистами "Песнь немцев", перефразировав первую ее строфу с Deutschland über alles (Германия превыше всего) на Deutschland über allen (Германия выше всех).
Сам аллегорический образ Германии в виде темнокожей девушки сочетает в себе классические образы прошлого, а также герб современной Германии - черного орла.
Видеоряд открывает девушка - Германия, которая отрезает и держит в руках голову предводителя римских войск Квинтилия Вара, который попытался покорить германские племена в I веке, но чьи легионы были полностью уничтожены в битве в Тевтобургском лесу. Именно тогда разрозненные германские племена впервые объединились, чтоб дать отпор внешнему врагу.
Дальше мы видим памятник Альбрехту Медведю, первому маркграфу Бранденбурга, который был одним из главных организаторов крестового похода против славян и завоевателем славянских племен ободритов и лютичей. Если бы не он, то Бранденбург оставался бы Бранибором, Мекленбург - Велиградом, а Ольденбург - Старигардом.
Следующий ключевой образ – Германия в рыцарском облачении. Нам показывают кадры средневекового сражения, поверженных рыцарей и водружение Германией флага. Герб на рыцарской кирасе – это герб Священной Римской империи – средневекового государства, которое объединяло всю Центральную Европу под руководством немцев.
Сам рыцарь – это не только Германия, это еще и сборный образ Оттона I – основателя Империи, и Фридриха Барбароссы, который победил в борьбе с папством и сделал Германию европейским гегемоном. Именно в честь него Адольф Гитлер позже назвал план войны с СССР. Поверженные рыцари – это германские герцогства, которые признали власть императора.
Фридрих Барбаросса
Дерущиеся в кастетах мужчины олицетворяют историю Германии между двумя мировыми войнами, когда шла ожесточенная борьба между коммунистами и нацистами. То, что на дерущихся делают ставки, отображает роль германского капитала, который всецело поддержал Гитлера и способствовал приходу нацистов к власти.
Следующая сцена показывает крушение дирижабля "Гинденбург". Планируя постройку самого большого в мире дирижабля, предполагалось, что его будут заполнять гелием, однако из-за эмбарго США его вынуждены были заправить взрывоопасным водородом, что и стало причиной катастрофы.
Уходящие люди в черном олицетворяют собой американцев, которые повернулись спиной к мирной Германии с ее дирижаблями, открыв дорогу новой Германии с ее ракетами "Фау" и военной авиацией Люфтваффе.
Кроме того, тут прослеживается еще и буквальный смысл катастрофы, связанный с названием дирижабля. Катастрофа "Гинденбурга" – это еще и смерть президента Германии Пауля фон Гинденбурга. Именно после его смерти Гитлер официально стал "фюрером".
Следующая сцена переносит нас во времена ГДР: мы видим на стене герб ГДР, по центру сидит Эрих Хонеккер, с чьим именем связана эпоха застоя и падения ГДР, слева от него - первый и единственный космонавт ГДР Зигмунд Йен, который держит в руках шлем СССР и беседует с офицером службы безопасности "Штази" (восточногерманского аналога КГБ), крайний справа с остроконечной бородкой – это Вальтер Ульбрихт, инициатор строительства Берлинской стены. Все персонажи бесконечно далеки от простых немцев: пьют шампанское, развлекаются, читают доносы.
Полную зависимость ГДР от СССР демонстрирует телефонный разговор Эриха Хонеккера, во время которого он получает указки из Кремля. Его взгляд при этом выражает одновременно страх и подобострастие.
Далее нам показывают уже современную Германию в образе богатой девушки, обвешанной золотыми украшениями. Ее охраняют от народа бойцы спецназа, а на всех несогласных могут спустить собак.
После этого мы снова переносимся в прошлое - в средневековую Германию. Монахи с крестом и факелами в руках символизируют темные века инквизиции, когда преследование ведьм было систематизировано и поставлено на поток. Именно немецкие монахи тогда написали трактат о демонологии "Молот ведьм" - о том, как правильно уличать ведьму.
Далее в кадре мелькают солдаты в форме прусских мушкетеров, которые являлись ядром прусской армии и прославились в сражениях под командованием Фридриха II Великого. Попойка показывает нам разложение военной элиты и прусского духа.
На следующих кадрах церковники пируют и пожирают тело Германии, в то время как оргия под столом демонстрирует моральное разложение Церкви.
Далее нам снова показывают Германию между двумя мировыми войнами. Цепи символизируют тяжелый и унизительный Версальский мирный договор, который отобрал у Германии часть ее исконных территорий, запретил армию и принудил к гигантским репарациям. Деньги, которыми кидаются, – это отражение гиперинфляции и финансового кризиса 20-х годов, который потряс Веймарскую республику.
Следующие кадры отсылают нас к Третьему Рейху. Наиболее скандальная и провокационная часть клипа показывает повешение членов группы в образе узников концлагеря и взлетающих на фоне этого ракет "Фау-2". Ракеты символизируют технологический прогресс, который нацисты использовали во зло, поставив уничтожение людей на конвейер.
На груди у заключенных: розовый треугольник, который нацисты заставляли носить заключенных-гомосексуалов, красный треугольник для политзаключенных и желтая звезда, которую носили евреи.
Дальше мы видим Тилля Линдеманна в образе Ульрики Майнхоф, одного из лидеров леворадикальной террористической организации "Фракция Красной Армии" (РАФ).
Через мгновение террористы из РАФ похищают Германию, обвешанную динамитом, и прячут ее в фургон.
Далее мы видим сменяющиеся кадры сжигания еретиков на кострах инквизиции и сжигание нацистами книг. Церковники начинают обниматься с нацистами, что символизирует союз Церкви и нацистского режима.
Присутствие в кадре рыцаря, который пожимает руку нацисту, показывает не только то, что Гитлер воспринимал III Рейх как продолжение I Рейха, средневековой Священной Римской империи, но и то, как сильно нацисты эксплуатировали средневековую эстетику рыцарства.
Мгновением позже мы видим, как Германию сжигают на костре, но она возрождается в виде беременного ангела. Здесь сочитаются древнегерманские и христианские символы. Мы видим в кадре оленя, которого древние германцы рассматривали как эмблему борьбы со злом, а голуби означают Благую весть и сошествие Святого духа. Таким образом, зрителям также намекают на непорочное зачатие Германии.
Беременную Германию окружают космонавты, символизирующие немцев будущего, которые поглаживают ей живот (намек на демографические проблемы современной Германии) и принимают роды. Однако вместо людей Германия рожает собак породы леонбергер, которые ранее находились на грани полного исчезновения. Так и будущее Германии, по мнению Rammstein, может исчезнуть.
Далее мы видим развязку клипа: гроб с телом Германии отправляется в космос, что олицетворяет собой ее смерть, которая произошла, по мнению Rammstein, из-за разделения немцев, отчуждения элиты, политики мультикультурализма и миграционной политики.
В итоге Rammstein создали мощный, провокационный музыкальный манифест, который может приглянуться как правым, так и левым. Невероятной красоты картинка и мощный припев Deutsche uber allen, пробуждающий воспоминания о величии немцев, наверняка возьмут на вооружение футбольные фанаты и возможный электорат.
Тилль Линдеманн смело может идти в большую политику – почва уже подготовлена.
(материалы сайта bykvu.com)