Какая печальная новость.
Я был немного знаком с Михаилом. Первый раз удалось пообщаться на его авторском вечере в Московском Планетарии - в 1989 году. Он тогда представлял свой второй альбом "Post-Pop - Non-Pop". Я прочитал объявление в газете - сейчас это кажется немыслимым - на огромном развороте одна строчка где-то в середине, но глаза выхватили нужную информацию. Публики собралось немного - буквально десяток-другой человек. Я не знаю, как и кто смог тогда организовать такой творческий вечер в старом Планетарии, но судя по всему техперсонал был очень недоволен. Сотрудники ходили по залу, скрипели и ворчали... ну, понятно, вечернее время, всем бы по-домам, а тут какой-то электронщик экспериментатор - непонятный никому. Михаил готовил лазерное шоу под воспроизведение музыки с магнитофона. Но что-то с лазерами не ладилось. Поэтому случилась задержка, а потом лазеры совсем чуть-чуть посветили, и угасли. Музыку слушали просто под статичную картину электрических звезд на куполе. Как я понял, приглашенных журналистов, которых было пара-тройка человек, это разочаровало. И после музыкальной части - в дискуссионной - он отыгрались на музыканте язвительными вопросами и комментариями. Но Михаил держался смело и уверенно. Всё сумел достойно отразить. Очевидно, что ему было к подобному не привыкать. Его творчество начиналось еще в эпоху худсоветов, когда партийная номенклатура решала, чему можно звучать в их стране, а чему нельзя. Музыка Михаила Чекалина было нельзя. Но она пробивалась, как могла. И пробилась таки.
Вообще, Михзаил шел сквозь дебри людского непонимания, презрения и равнодушия крайне сложным и трудным путем. Он он был не из тех, кто мог бы искать блат или знакомста - самым честным образом прокладывал путь и для тех, кто шел следом.
На упомянутом концерте музыка Михаила Чекалина произвела на меня двоякое впечатление. Начало альбома меня сразило. Композиция "Пульсация ночи" пробрала до самых глубин Души. Но потом последовали произведения менее космические, более авангардные - во всяком случае именно так они мною тогда воспринимались. Я к такой музыке был не готов. В целом-то понравилось. И это было пожалуй лучшее, что я мог слышать из отечественной электроники того времени. Но для того, чтобы мнение осело и осозналось, нужно было время. А его там - Планетарии - конечно, не было.
Но пластинку эту я купил при первой же возможности. И регулярно слушал. Проникался.
Мы тогда немного поговорили.
Потом еще несколько раз пересекались на Радио - случайно - я там работал, а Михаил приносил музыку для тех или иных передач. Тоже общались - буквально в пределах нескольких слов.
Внезапно оказалось, что у нас есть общие знакомые. Как-то в гости (а потом и на концерт) ко мне приезжала певица - Марина Чаплыгина, участвовавшая в записи одного из более поздних альбомов Михаила - 1999 "Избежание страсти к острым и колющим предметам". Название альбома во многом говорит и о музыке - она не простая. Совсем не простая. Но не лишенная глубины и очарования.
Но кроме этого, какая-то информация о Михаиле и его творчестве меня практически не достигала. Будто он жил в ином Мире, связь с которым случается очень редко.
2022 год для многих музыкантов стал - если не роковым, то крайне трагичным. Я сам с трудом его пережил. И очень понимаю тех, кто в этом время заболел или психологически сломался. В это время люди напрочь забыли об искусстве. Страх надвигающейся войны не позволял думать еще о чем-либо. Поэтому музыканты в России - если это не Шаман или еще какой-нибудь ловкий наездник "патриотической темы" - очень болезненно ощутили, что по сути будто бы и не нужны. И прежде были нужны не очень, если это не разудалая "гуляй рванина". А уж если это глубокая, серьезная музыка, считай - тебя похоронили заживо.
Не удивительно, что кто-то не смог пережить эту эпоху. Несколько музыкантов из моего окружения ушли из жизни - тихо и незаметно - именно в последние пару-тройку лет.
Очень жаль, что и Михаил. Это был совершенно уникальный музыкант, с особый видением музыки и её смысла для Мира. Таких больше нет. И не было. В этом смысле он был очень одинок. Если другие музыканты как-то группировались в рамках какого-то стиля, запихнуть Михаила в рамки или в стиль было никак нельзя - он не вмещался - он был необъятен и широк в своих проявлениях. Он ломал все стилистические рамки. И от того его нигде не могли считать своим.
Как-то это несправедливо. Я вполне мог предложить Михаилу хотя бы номинальное членство в NR, но почему-то и мне в голову не пришла такая мусль. Хотя в NEANE Records он вполне мог бы вписаться - у нас-то никаких стилистических рамок нет. Но, уж, не сбылось... что теперь...
В общем, печально...
PS: Творческий сайт Михаила Чекалина:
http://www.chekalin.net/index.php?lang=russianСделанный еще на технологии Adobe Flash