ДОНАТАС БАНИОНИС - 100 лет со дня рождения! (28 апреля 1924 - 4 сентября 2014)
Донатас Банионис - 100 лет: от гончара до звезды мирового киноDonatas Banionis / Донатас БанионисСегодня, 28 апреля, исполняется 100 лет со дня рождения Донатаса Баниониса, литовского актера театра, кино и телевидения, режиссера и ученика Юозаса Мильтиниса.
Объехав весь мир от Паневежиса до Японии, актер очаровал своими персонажами многих зрителей театра и кино.
Д. Банионис (1924-2014) создал более 100 ролей в театре и более 80 ролей в кино. Он работал с такими режиссерами, как Андрей Тарковский, Юозас Мильтинис, Витаутас Жалакявичюс, Эльдар Рязанов, Сава Кулиш, Григорий Козинцев и Конрад Вольф. В фильме Михаила Калатозова «Красная палатка» Банионис работал с такими мировыми знаменитостями, как Шон Коннери, Луиджи Ваннуччи и Питер Финч.
«Помню, когда мне было пять лет, меня привели в гимназию иезуитов на пасхальный спектакль о жизни Христа. Мне так понравилось, что я тоже захотел играть на сцене. Для меня самым интересным казались не страсти Христовы, а стражники в касках. Я тоже хотел так играть», - рассказал знаменитый актер в 2005 году в программе Литовского телевиденья «Вечерний автограф» о своей детской мечте, которая превратилась в жизнь.
Правда, за актерский хлеб ему пришлось побороться. Отец Баниониса был портным и придерживался правила, согласно которому человек должен владеть ремеслом, ведь актерство - несерьезная профессия. Таким образом, Банионис чуть не стал слесарем. Однако мест на эту специальность больше не было, и отец записал будущего актера на факультет по керамике в ремесленную школу, чтобы сын научился лепить горшки.
Горшки Д. Банионис так и не научился лепить. Он сам стал глиной - работал над собой, лепил, создавал из себя живого, реального персонажа. В 1941 году Банионис переехал из Каунаса в Паневежис, где в театре Я. Мильтиниса начался новый этап его жизни.
Жизнь в театреDonatas Banionis / Донатас БанионисД. Банионис признался, что его сыновей Раймундаса и Эгидиюса воспитывала любимая жена, а сам он все свое время посвящал работе. Однако сын актера, режиссер Раймундас Банионис, рассказывает о своем отце с теплотой, и вспоминает как об очень трудолюбивом человеке: «Он был хорошим отцом, много лет жил с матерью. Но непосредственным воспитанием занималась мать, а отец был стратегом, он много путешествовал, много работал, у него не было свободной минуты, а если и была, например, когда он снимался в Германии, он совершенствовал свой немецкий язык. Он читал все, что было доступно и что было ценно для его работы.
Его воспитание не сводилось к тому, чтобы усадить вас на стул и рассказать, что такое культура и искусство. Но он беседовал об этом с моей мамой и с друзьями, которые приезжали сюда. И я вырос в среде таких бесед. В детстве я много времени проводил в театре, родителям негде было меня оставить. Я слушал речи Мильтиниса и замечания отца, в театре до 10 вечера. Мне всегда разрешали быть рядом. Когда ты рядом, ты черпаешь это понимание, театра, культуры, и все это объединяется, оседает в твоей печенке. Это школа жизни, очень мощная и влиятельная школа», - рассказал режиссер в интервью литовскому телевиденью.
Р. Банионис вспоминает, что отец не хотел, чтобы он и его брат пошли по пути искусства. Он хотел более стабильной жизни для своих сыновей, хотя и не сильно противился желанию Раймундаса. Только старший сын, Эгидиюс Банионис, послушал отца и решил стать историком, но, к сожалению, он умер 30 лет назад.
«Мы с братом пошли разными путями, он старше меня на девять лет, поэтому мы сильно отличались по возрасту, отличались друзьям, книгам и отношениям с родителями. Мой брат обращался к родителям на «вы», а я, как юный хулиган, на «ты», - смеется Банионис.
Raimundas Banionis / Раймундас Банионис, сынОн помнит, что впервые вышел на сцену, когда ему было всего три года. С самого раннего возраста он был в кругу интеллектуалов и художников, а театр Мильтиниса создал новую моду в Паневежисе: «В то время хорошим тоном было пойти в театр, повесить пальто и бесплатно сидеть на ступеньках, а не в креслах. И так смотреть спектакли. Из этой школы вышло много знаменитых людей. Понимаете, сидя в театре и смотря спектакли, вы не говорите о материальных вещах, деньгах, других приключениях, а говорите на темы из этой среды. Так ты растешь, так ты развиваешься», - вспоминает режиссер о вкладе своего отца в развитие культуры.
Конечно, актер помнит и те моменты, когда отец не ценил его работу. Когда Банионис читал сценарий легендарного фильма «Дети из отеля Америка», он не сказал сыну ни слова, и Раймундас понял, что сценарий отцу не понравился. Однако, увидев работу сына на экране, Банионис изменил свое мнение и отнесся к фильму с пониманием. «Дети знаменитых родителей получают свою долю чертовщины. Говорят, что «на детях гениев природа отдыхает». Кажется, я не такой...», - Банионис на мгновение усомнился в себе.
У него немало воспоминаний, связанных с его отцом, который много путешествовал а затем рассказывал разные истории дома. «Его отношения с религией были особенными. Он не был активным верующим, который ходил в церковь каждый день, мы ходили туда по праздникам. Он говорил, что церковь не научила его ничему плохому. Одна из многих его фраз, но сейчас я помню только эту», - рассказал режиссер в интервью литовскому телевиденью.
Великий человек«Д. Банионис, как и Я. Мильтинис, Вацловас Бледис, - мой учитель, как и всё иго поколение. «Театр звезд», хотя Мильтинис ненавидел это выражение и не употреблял его. Бронюс Бабкаускас, Йонас Алекна, Д. Банионис, В. Бледис, Казис Виткус, Стасис Петронайтис, Гедиминас Карка, его брат Витаутас, Эугения Шульгайте, Альгимантас Масюлис. <...> Я боготворил их. Как сказано в Священном Писании, Я же не достоин даже развязать ремни Его сандалий. Не потому, что я никчемный, а потому, что они великие», - сказал актер и режиссер Альбинас Келерис в программе литовского телевидения «Вечерний автограф», рассказывая о величии Д. Баниониса.
На самом деле имя Д. Баниониса было известно не только в Литве: «Он был очень известен в Японии благодаря Гойе (фильм «Гойя, или тяжкий путь познания»), на небоскребах было написано имя Донатаса Баниониса и т.д.
В Америке у меня было одно яркое приключение. Я прибыл в Нью-Йорке, в аэропорту Кеннеди, и там стоял какой-то пограничник, который посмотрел на мой паспорт и спросил, какое отношение я имею к актерскому мастерству. Я ответил, что никакого, но мой отец был актером. А откуда вы знаете? Он сказал: «Солярис» - великий фильм.
Когда я рассказал об этом в МАММ (Мультимедиа Арт Музей, Москва), они были удивлены, что какие-то пограничники смотрят «Солярис». Видите ли, «Солярис» входит в учебную программу многих университетов США, и во время учебы вы должны читать Шекспира, Мольера, может быть, и смотреть «Солярис». Наряду с другими фильмами, конечно», - делится воспоминаниями Банионис.
Ему больше всего дороги папины роли в театральных постановках «За дверью», «Смерть Комивояжера», «Хеда Габлер», «Танец смерти» и в спектакле Иванова «чужая тень». Из фильмов Р. Банионис называет «Никто не хотел умирать» и, конечно же, «Солярис» Тарковского. В этом фильме Банионис сыграл одну из главных ролей. Премьера фильма состоялась на Каннском кинофестивале 1972 года. Лента была номинирована на «Золотую пальмовую ветвь», получила второй по значимости приз Большого жюри.
Донатас Банионис в фильме «Солярис»Он вспоминает, как после войны наступил голод. Тогда Банионис крутился, как умел. Учился играть на пианино, ходил с друзьями играть на танцы и свадьбы, приходилось работать на свадьбах за еду, поэтому предпочитал ходить играть на танцы, и там хоть что-то зарабатывать. От этого разговоры, про то, что он мол «с запада», кажутся еще более комично.
«Забавное воспоминание. Мой отец отправился в Голландию с делегацией, чтобы посмотреть фильм. Журналист сказал, что он звезда, дескать, прилетел на собственном самолете. Знаете, в советское время собственность - это одна квартира, один гараж и одна машина, никаких садов, вилл. Я думаю, у многих была одна квартира, один гараж и одна машина.
Но мой отец не был склонен к материализму, совсем нет. Он получал зарплату и отдавал ее моей маме, а мама уже как-то справлялась. Отец был погружен в свои собственные идеи, для него работа, актерство были всем, это был смысл жизни».
Донатас Банионис с женой Она Баниониене у себя домаЛегендарный актер также дорожил Литвой. «Нигде нет лучше Литвы», - говорил он. Об этом свидетельствует и его выбор - каждый раз, когда он уезжал работать за границу, он возвращался домой при любой возможности, отклоняя предложения жить в России и США.
«Актер должен создавать личность, характер, углубляться в человека. Ведь если бы мы знали человека на протяжении веков, то, возможно, не рождались каких-то мерзавцы, на этом земном шаре. Если бы мы понимали, что такое человечность, из чего она состоит, как ее нужно развивать, как ее нужно поддерживать... Человек-главная ценность.
Человек как целостность - познать его, постичь – вот наша главная цель. И, конечно, мир был бы значительно лучше, если бы мы сосредоточились на этом сильнее, вместо того чтобы делать вид, будто искусство - это игра чудаковатых людей, а жизнь - нечто совершенно иное. Нет, искусство должно понимать жизнь и осуществлять ее на практике» - так Р. Банионис формулирует главную миссию жизни своего отца, знаменитого актера Д. Баниониса, который известен в Литве и далеко за ее пределами.
Donatas Banionis / Донатас БанионисПеревод мой:
https://www.lrt.lt/naujienos/kultura/12/2260103/donatui-banioniui-100-nuo-puodziaus-iki-pasaulinio-kino-zvaigzdesP.S. Я видел несколько раз Баниониса в живую, на улице, когда временно проживал в его родном городе Паневежис. Выглядел он очень скромно, такой дедушка с авоськой, в магазин сам ходил. Даже и не похож он был без грима на тех персонажей из его ролей, что мы помним. Он и вправду был очень скромный, и жил, говорят, бедно в обычной квартире.