• Звук 5 0 5 1
Текущий рейтинг:  

A A A A Автор Тема: Звук  (Прочитано 17461 раз)

Description:

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Juris

Звук
« Первое сообщение: 2011-11-16, 13:57:00 »
Звук



Звук. Что это такое?
Как говорилось в одной песне – “тут словами не скажешь, я могу только спеть...”, петь не буду, а попробую объяснить в более популярной форме.

И так, что об этом пишут в Википедия:

Звук, в широком смысле — упругие волны, распространяющиеся в какой-либо упругой среде и создающие в ней механические колебания; в узком смысле — субъективное восприятие этих колебаний специальными органами чувств животных или человека.
Как и любая волна, звук характеризуется амплитудой и спектром частот. Обычно человек слышит звуки, передаваемые по воздуху, в диапазоне частот от 16—20 Гц до 15—20 кГц. Звук ниже диапазона слышимости человека называют инфразвуком; выше: до 1 ГГц, — ультразвуком, от 1 ГГц — гиперзвуком.


Ой, как сложно!  А проще?

Звук 0_30eac8_8c8b21bf_orig Звук — это всего лишь невидимые колебания воздуха, улавливаемые человеческим ухом. Наш мир полон этих колебаний воздуха, а значит, в них содержится все, что отделяет простой шум, голос и музыкальные звуки.
Человеческое ухо воспринимает частоту звука как высоту тона: чем интенсивнее колебания воздуха, тем выше звук. Частота колебаний звука измеряется в герцах (Гц), то есть в количестве колебаний за одну секунду. Амплитуда звуковой волны, это параметр, который человек воспринимает как громкость слышимого звука.
Сила звука измеряется в единицах, получивших название белл – в честь Александра Белла, изобретателя телефона. Однако на практике оказалось более удобным использовать десятые доли бела, то есть децибелы. Максимальным порогом силы звука для человека является интенсивность 120...130 децибел. Звук такой силы вызывает боль в ушах.
Теперь мы знаем главные параметры звука, точнее, мы можем взять один частоту. Но как объяснить, чем отличается обычный звук, к примеру, звук свистка и звук скрипки, у которых одна частота 440 Гц (ля первой октавы). Здесь явно чего-то не хватает.
В природе практически не бывает абсолютно чистых звуков, голос, музыкальные инструменты всё имеет свой неповторимый тембр звучания. Вот оно недостающее звено – тембр. Несколько характеристик тембра: теплый — холодный, легкий — тяжелый, матовый, бархатистый, глубокий, насыщенный и т.д.
Одинаковая частота, но не форма, а форма и определяет тембр.

Звук 0_30eaca_61ec3330_orig
Вверху — чистый звук “без тембра”, в середине — звук скрипки, внизу - звук кларнета

Здесь мы видим, как в основной тон вмешались посторонние призвуки. Эти призвуки называются обертонами. Сами по себе обертоны не слышны, только если их выделить отдельно, но когда они смешиваются с основным тоном мы и получаем неповторимый тембр. Тембр голоса нам дан природой, а музыкального инструмента зависит и от материала и формы и их разных сочетаний и условий. Но есть и исключения: это орган, в котором тембр то есть обертоны создаются отдельно от основного тона. Его трубы сами по себе звучат “не интересно” тогда к каждой из этих труб пристраивают еще трубы и трубочки поменьше, вот  все они и добавляют обертоны к основному тону, создавая неповторимый звук органа.
Тембр настолько важная характеристика, что большинство названий стилей музыки произошли именно из-за тембральной окраской. Восприятие тембра основано на чувственных ассоциациях.
Но такой реальный физический процесс как звук и его параметры как: частота, громкость, длительность и тембр, нами воспринимается сугубо субъективно и отчасти индивидуально. Наш слуховой аппарат устроен так, что мы воспринимаем звуки нелинейно, то есть слышим не совсем так как есть на самом деле и еще наш мозг так же воспринимает любую информацию поквантованно а принцип восприятия этого кванта подчиняется тоже не совсем объективным законам. Наука считает что этот “квант”,  назовем его звуковым блоком, длится 200 мс. Мозг “берет” этот блок  и сколько в нем не лежало бы информации, разделит на “важное” как правило, это сильные звуки, “менее важное” и “пустышки” совсем слабые и не четкие звуки которые отбраковывает и выбрасывает. На этом субъективном восприятии звука созданы такие всем нам известные музыкальные форматы для сжатия звука как MP3, OGG, AAC и другие.

Цитата из википедия:

В формате MP3 используется алгоритм сжатия с потерями, разработанный для существенного уменьшения размера данных, необходимых для воспроизведения записи и обеспечения качества воспроизведения звука очень близкого к оригинальному. Принцип сжатия заключается в снижении точности некоторых частей звукового потока, что практически неразличимо для слуха большинства людей.



А если проще, то создана программа, которая отбраковывает всё “лишнее” в музыке, за наш мозг и еще места сэкономит на жестких дисках (а может и в мозгу).
Но к счастью или несчастью наш мозг может не только отбраковывать и искажать звук, но и достраивать куски сигнала. Таким образом, разного рода искажения: динамические, нелинейные, фазовые, четные и нечетные гармоники, вносимые как самим источником сигнала (виниловая пластинка) так и электрической цепью усилителя (особенно лампового) могут казаться  приятными на слух. Не буду испытывать ваше терпение, рассказывая сложные теории по электронике, а приведу маленький пример. Суть приятного звучания лампового усилителя так называемый “тёплый ламповый звук” не что иное, как искажения полезного сигнала (наличие четных гармоник) и отсутствие глубокой ООС (отрицательная обратная связь). Что такое ООС рассказывать не стану – сложно и не интересно, а вот четные гармоники это тот же звук, повторяющийся на две октавы выше и тише.

Звук 0_30eac9_9dbcd8d6_orig Вот этот паразитный сигнал головная боль инженеров электроников и счастье аудиофилов.
Его отдаленно можно сравнить со звучанием аккордеона, который называется разливом.
Такое звучание достигается с помощью маленькой хитрости. Инструмент специально немножко расстраивается. Берутся два звука и расстраиваются. А еще есть так называемое французское звучание, когда берется один правильно настроенный голос и к нему добавляют два расстроенных. Вот и весь секрет такого приятного звука.

А еще есть звуки, которые приятными никак не назовешь.  Яркий тому пример звук скрежета ногтем по стеклу или же по доске. Даже сама мысль о таком звуке вызывает появлению мурашек, пробегающих по спине. Долгое время это было тайной, ученые бились над этой загадкой многие годы. И, кажется, решение было найдено. Два ученые Ch. Reuter  и M. Oehler из Венского университета проводившие исследования  представили свои выводы на недавней встрече Американского акустического сообщества (Acoustical Society of America) в Сан-Диего.  Виновником оказалось строение (форма) человеческого уха, которое резонирует и усиливает частоту примерно 2000-4000 Гц, это самые распространенные в природе звуки средних частот.

Цитата из википедия:

Резонанс — явление резкого возрастания амплитуды вынужденных колебаний, которое наступает при приближении частоты внешнего воздействия к некоторым значениям (резонансным частотам), определяемым свойствами системы.



А профессор НЦАФ Каррик Талмадж высказал такую мысль: Этот звук ассоциируется у людей с криком, издаваемым хищниками. Скорее всего, именно из-за этого человек испытывает чувство дискомфорта.
Сама природа сделала так, что некоторые звуки нам неприятны. Этим пользуются создатели отпугивающих устройств, сирен и разного рода акустического оружия.

Есть еще два вида звуков это: инфразвук и ультразвук. Оба для человека неслышны, но от этого не менее интересные.
 
Пользователи, которые поблагодарили этот пост: Dmitry Dobrikus

Оффлайн Juris

Re: Звук
« Ответ #1: 2011-11-17, 22:26:00 »
Инфразвук



Можно сказать так, что звука в природе не существует вообще одни лишь упругие волны различной частоты. И если бы природа не создала нам (и животным) специальные органы чтобы эти упругие волны не превратились в звук, то мир так и оставался тихим. Причем природа нас даже обделила, мы слышим частоты от 20 до 20000 Гц (большинство только 16000 Гц). У многих животных этот диапазон куда шире.
Звук ниже 25 Гц считается инфразвуком

Цитата из википедия:

Инфразвук — упругие волны, аналогичные звуковым, но имеющие частоту ниже воспринимаемой человеческим ухом. За верхнюю границу частотного диапазона инфразвука обычно принимают 16—25 Гц.



Звук 0_30eacc_770e9516_orig
Инфразвук это очень низкий звук, который уже не воспринимается человеческим ухом.

Самая длинная и большая труба органа достигает примерно 9 метров, квадратная 0,5 метра в сечении и издает самый низкий звук, ниже 20 Гц. Это почти инфразвук. А можно построить трубу еще больше? Можно, звучать она будет, но звука мы из неё всё равно не услышим.
Попытки создать такую трубу в истории были. Однажды знаменитый американский физик Роберт Вуд (1868—1955) по заказу одного театра, чтобы создать средневековую атмосферу, сконструировал огромную органную трубу, примерно 40 метров длиной. Эта труба издавала не слышимые звуки примерно 8 Гц. На первой репетиции получился большой конфуз. Когда органист нажимал на клавишу, никаких звуков слышно не было.  Только дребезжали оконные стекла и хрустальные люстры, а у всех присутствующих такой “звук “ вызвал чувство страха и паники. Говорят, все разбежались, устроив давку. То же самое испытали и жители соседних домов.
Частоты от 16 до 6 Гц очень опасны для человека. По мнению ученых эти частоты являются виновником таинственных событий в океане, когда с кораблей в Бермудском треугольнике  исчезали люди.

Звук 0_30eacd_b6e05dd1_orig
Первое упоминание о бермудском треугольнике - 1840 год. Тогда у берегов Бермудских островов было обнаружено судно «Розалия» без экипажа, но с канарейкой, а груз, который оно перевозило, остался невредим. Вторым пропавшим в бермудском треугольнике, стал парусник Сеа-борд, который был найден в 1850 году без людей, но в совершенно исправном состоянии и готовящимся обедом. И здесь в живых остался лишь пес, который был единственным свидетелем случившегося. Всего за последние полвека в бермудском треугольнике пропало безвести около 200 самолетов и судов. А исчезновения в бермудском треугольнике унесли жизни тысяч людей.


При 16 Гц люди начинают испытывать тревогу и стремление поскорее убежать. Наиболее опасным считается излучение в 7Гц, которое вступает в резонанс с альфа-ритмом головного мозга. Под его воздействием человек теряет способность логически мыслить, испытывая сильнейшие перегрузки в мозгу.
Инфразвук - это голос природы и стихии. Источниками этих звуков могут стать извержения вулкана, землетрясения, ураганы, грозы, моря, океаны и даже пустыня. Есть на земле места, где обширные площади движущихся песков звучат так, что кажется, будто вокруг «поёт» вся пустыня.
Животные более чувствительные к таким природным вибрациям (собаки, кошки и даже змеи и насекомые), покидают свои норы, замкнутые пространства за несколько минут, а иногда часов до катастрофы.
Артист цирка Юрий Куклачев рассказывал, как во время гастролей по Японии его кошки спасли ему жизнь, когда там случилось сильное землетрясение.


Морские животные еще более чувствительные к низким звукам, например, медузы покидают прибрежные зоны за 20 часов до начала шторма, а при помощи достаточно сильных инфразвуков (более 60 дБ) общаются между собой киты.
А еще нас окружает инфразвук не только природного происхождения, но и искусственный, это жизнедеятельность человека. Заводские вентеляторы, дизельные двигатели, компрессоры, трансформаторы, взрывы, выстрелы и т.д. Весь этот шум скверно воздействует на нас. Люди даже не представляют, почему иногда испытывают беспричинное чувство тревоги, почему резко повышается давление, сильно колотится сердце и становится трудно дышать, впадают в чувство паники.
Первые “генераторы паники” были сделаны и испытаны в конце 40-х годов в СССР, но их использование было запрещено, а в 2001 году Госдума приняла в первом чтении законопроект, запрещающий оборот оружия, основанного на действии радиоактивного, электромагнитного, инфразвукового и ультразвукового излучения. Но законы законами, а  разработки такого рода “игрушек” все время продолжаются и не только государственными организациями, но и частными лицами.
Рок-музыканты часто прибегают к эффектам низкочастотных звуков , чтобы манипулировать психикой фанатов. Ритм кратный 1,5 ударам в секунду и сопровождающийся инфразвуковым воздействием в 15-30 герц, слушателей вводит в экстаз, а ритм в 2 удара в секунду и той же частотой, вызывает наркотический танцевальный транс.

Звук 0_30eace_d965c6d4_orig Профессор Б.Раух утверждает, что прослушивание рок-музыки вызывает выделение так называемых стресс-гормонов, которые стирают значительную часть хранившейся информации в мозге. Американские врачи во главе с ученым Р.Ларсеном утверждают: повторяющийся ритм и низкочастотные колебания бас-гитары сильно влияют на состояние спинномозговой жидкости, и как следствие, на функционирование желез, регулирующих секреты гормонов; существенно изменяется уровень инсулина в крови; основные показатели контроля нравственного торможения опускаются ниже порога терпимости или целиком нейтрализуются. Медики ввели в свой лексикон новый диагноз - «музыкальный наркоман».

Продолжение следует…

 

Оффлайн ariana

Re: Звук
« Ответ #2: 2011-11-18, 14:46:00 »
Juriks, очень интересно! Спасибо за труды!
А вот у Дюваля есть композиции с низкочастотным эффектом? Может, я спрашиваю глупость, но в свете изложенной теории звука любопытно стало.  Rolling Eyes  
 

Оффлайн Juris

Re: Звук
« Ответ #3: 2011-11-18, 19:51:00 »
Juriks, очень интересно! Спасибо за труды!
Спасибо ariana, я стараюсь.  Embarassed
Я для себя ставлю Дюваля в один ряд с лучшими композиторами из мира сего. Франк, конечно знает всю магию создания звука, он ведь сам играет и записывает музыку но я никогда не поверю что он когда либо использовал такие дешевые уловки. Тем более Франк не дает концерты, а обычная домашняя аппаратура такие “не обычные” звуки не воспроизводит. Хотя попытки записывать на диски ультразвуковые команды и этим “программировать “ слушателя, бывали. Я еще думаю об этом написать.
 

Оффлайн ariana

Re: Звук
« Ответ #4: 2011-11-19, 14:41:00 »
 Juriks, а что ты скажешь про Empty Streets и House Of Mystery? Я вот послушала на хороших наушниках и просто в шоке от звучания этих двух композиций. В первой завораживающе "бумкает" какая-то "кувалда" - особенно во вступлении, и по ходу композиции этот же низкий звук повторяется через равные промежутки времени. А в  House Of Mystery в самом начале низкий электронный гул очень красиво и пробирающе действует. Разве это не подходит под описание из твоей статьи?

А вообще, я немножко верю в то, что в Франк использует в своей музыке определенные психологические приемы. Он ведь владеет методикой медитации и йоги, и думаю, вполне мог внедрить что-то из этих учений в своё творчество. Особенно в то, что касается ритма. Тут точно не всё так просто.
 

Оффлайн Juris

Re: Звук
« Ответ #5: 2011-11-19, 21:09:00 »
То, что Франк в своей музыке использует психологические приемы это вполне реально, он в создании музыки большооой мастер и нам его секретов не понять.  Как наука не может понят секрета скрипок Страдивари, Гварнери, Амати, всё измерено до микрона, исследован состав материалов и т.д., а сделанные копии не звучат.
Жалко, но у меня  и “Empty Streets” и  “House Of Mystery” в формате MP3, а этот формат (к я уже писал) отрезает все “лишнее”, так что проверить что либо сложно. Я пробовал проверять и компьютером (есть программы) и осциллографом (такой прибор позволяет “видеть” сигнал).  Первая мелодия ни чего необычного, да есть и низкий звук, и ритм, а вот вторая мне показалась очень интересной этот низкий электронный гул не совсем обычный, он состоит не из обычного сигнала “синусоида” а из сигнала “пилка”. Теперь мне трудно объяснить что это такое, я как раз об этом собирался написать но все не найду свободного времени, могу только заинтриговать сказав что сигнал “пилка” и промодулированный сигнал используют для психологического программирования.  Wink

 

Оффлайн Juris

Re: Звук
« Ответ #6: 2011-11-21, 22:02:00 »
Ультразвук




Рассказал я вам очень коротко о звуках низких частот, диапазон которых всего-то 20 Гц, теперь попробую рассказать о звуках наоборот очень  высоких частот, а их диапазон, вслушайтесь только -  МИЛИАРД!!! Герц.

Цитата из википедия:

Ультразвук — упругие звуковые колебания высокой частоты. Человеческое ухо воспринимает распространяющиеся в среде упругие волны частотой приблизительно до 16-20 кГц; колебания с более высокой частотой представляют собой ультразвук (за пределом слышимости). Обычно ультразвуковым диапазоном считают полосу частот от 20 000 до миллиарда Гц.


Хотя ультразвук используется уже давно от медицины до промышленности, все его тайны по сей день, наукой не открыты.
Самая маленькая трубка органа всего 13 миллиметров издает самый высокий звук, который еще можно слышать. По аналогии с самой большой, можно сделать трубочку, которая будет звучать,  но мы её не услышим. Такую трубочку сделал в 1883 году англичанин Фрэнсис Гальтон и теперь её называют свистком Гальтона.

Звук 0_30fdf1_f2783798_orig

Свисток Гальтона — акустический излучатель, работающий по принципу свистка (рассечение воздушного потока клином, расположенным рядом с акустическим резонатором). Как правило, используется для получения ультразвука.


В свистках Гальтона частота может достичь до 170 КГц (170000 герц) . В основном свисток Гальтона применяют для подачи команд при дрессировке собак и кошек.
Вообще-то невозможно описать все возможности использования ультразвука, назову только несколько.
Ультразвук широко применяется в медицине, в диагностике, в санитарии (хорошо убивает микробы), в хирургии (для разрушения плохой ткани). Многим хорошо известно ультразвуковое сканирование УЗИ применяется для визуализации состояния внутренних органов человека. Еще применяется для диагностики в кардиологии, в офтальмологии и т.д.
В промышленности применяется для резки и сварки металлов, для очистки поверхности разных материалов.
В транспорте, в рыбной промышленности эхолокация для обнаружения косяков рыб.
В метеорологии (доплеровские радары) чтобы следить за погодой.
И в живой природе ультразвук широко используется разными животными.
Как я уже писал, животные слышат в более широком  диапазоне частот, чем человек. Например, кот слышит до  45000 Гц, летучая мышь создает и слышит от 40000 до 10000 ГЦ, а рекордсмен кит Белуга слышит и издаёт звуки до 150000 Гц. Летучая мышь использует ультразвук для ориентации в пространстве, а морские животные киты и дельфины и для ориентации и для поиска пищи (ультразвуком дельфины глушат рыбу, а кашалоты – кальмаров.).
Но вот человек не был бы человеком, если не научился использовать ультразвук в не слишком добрых целях.
Сравнительно недавно было создано ультразвуковое ружье – ориентировочно для борьбы с воздушными террористами. Помимо беззвучности и бескровности, его преимущество еще и в том, говорят специалисты, что при выстреле не повреждается обшивка самолета. Не говоря о воздействии на психику, еще научились четко сфокусированным лучом и направленным на определенные зоны мозга, разрушать память.
Учеными были проделаны очень интересные  исследования, чтобы определить границы восприятия звука человеком. И если официально заявляют что порог слышимости около 0-3 Дб, а частотный диапазон 16-20 Гц  до 16-20 КГц, то исследования показали иначе.
Если дать вам послушать звуковой сигнал другой формы не синусоидальной, а к примеру, сигнал “пилка”, то вы сразу услышите разницу.

Звук 0_30fdf2_80424d98_orig Вверху сигнал синусоида, в низу сигнал пила.

Вот послушайте, оба сигнала одинаковой частоты 440 Гц и абсолютно одинаковой громкости, чувствуете разницу?





Так вот здесь кроется тайна.  Человек очень хорошо отличит сигнал, если передние волновые фронты (по направлению распространения) сигнала, под меньшим углом, чем синусоидальные. Дальнейшими исследованиями было установлено, что человек со средним слухом отличает длительность передних фронтов примерно 4-10 мс, а с хорошим слухом до 2 мс. Теперь пересчитаем, к примеру, длительность 5 мс в эквивалент синусоидального сигнала то получим такой результат  5*2/1000000 = 100 КГц!!! , представляете в пять раз больше чем обычно мы слышим.
Это природа наградила нас слышать сигнал такой формы лучше. К примеру, форму сигнала “пилка” можно увидеть в звуке ломаемой ветки, по звуку сломанной ветки, мы легко можем определить, как далеко она была сломана от нас.
И так, хоть мы звука выше 16-20 КГц не слышим, некоторые звуки мы подсознательно чувствуем.
Еще были проведены исследования, как мы слышим очень тихие звуки и здесь оказалось не все так просто. Наш порог чувствительности в тихой комнате от -6 до  -12 децибел. Но если в комнате будет очень шумная компания, а вы в соседней комнате в то время с кем-нибудь разговариваете и совсем не обращаете внимания на шум, и только кто-то в другом конце шумной комнаты тихо назовет ваше имя, вы отреагируете (если вы в трезвом состоянии  Smile  ). Скорей всего вы своего имени не услышали бы, если ваше подсознание не отфильтровало бы все лишние звуки. Такие эксперименты проводились с уровнем в -20 -30 децибел!!!
Как я уже писал о звуке в самом начале, наш мозг может не только отбраковывать и искажать звук, но и достраивать куски полезного сигнала. Вот вам маленький эксперимент для размышления, правда, не связанный на прямую с темой про звук. Но кое какую аналогию можно найти.

Звук 0_30fdf3_c0f90814_orig

Прочитали без проблем? Вот так примерно наше сознание воспринимает и звук. И этим пользуются не очень хорошие люди, проделывая разные манипуляции со звуком.
Наверно многие слышали про эффект “25-й кадр”, кто забыл, напомню.

Цитата из википедия:

25-й кадр — вымышленная методика воздействия на сознание и подсознание людей посредством вставки в видеоряд скрытой рекламы в виде дополнительных кадров. Автор метода Джеймс Вайкери признал, что эксперименты, подтверждающие воздействие, были сфабрикованы. Несмотря на это, использование сублиминальной рекламы запрещено в ряде стран.
В российском законодательстве использование 25-го кадра, равно как и других методов скрытой рекламы, запрещено, однако некоторые телекомпании несколько раз были уличены в использовании 25-го кадра.


Дальше рассказывать про 25-й кадр нет смысла можно почитать здесь http://ru.wikipedia.org/wiki/25_кадр
А напомнил я про эту методику для воздействия на подсознание, потому что похожие методы использовались и наверно используются, и по сей день, не смотря на запреты во многих странах. И если присутствие 25-ого кадра, очень легко проверяется, остановив видео и просматривая по одному кадру, то со звуком этого сделать практически не возможно.
Теперь объясню, как психологическое воздействие делается при помощи звуков.
Чаще всего используют два метода, это “двойная запись” и “промодулированный звук”.  Двойная запись это когда в основную звукозапись подмешивают другую звукозапись (рекламу, речевые команды) только очень тихо на пороге слышимости, как правило, сигналом другой формы (та самая “пилка”). А промодулированный сигнал это немножко сложнее.

Цитата из википедия:

Модуляция (лат. modulatio — размеренность, ритмичность) — процесс изменения одного или нескольких параметров высокочастотного несущего колебания по закону низкочастотного информационного сигнала (сообщения).


Есть два основных вида модуляции: частотная FM и амплитудная AM.

Звук 18404783  Звук 18404784

Долго не объясняя, что это такое, скажу только что, берется основная звукозапись и специальной аппаратурой модулируется другим звуковым сигналом, большей частоты (ультразвуком) опять же это может быть либо реклама, либо команда. Можно даже не брать звук, а взять белый шум и в него вмодулировать  слова, и будет слышен только шум. Белый шум это технический термин, нечто похожее на белый шум можно услышать, если включит радио и настроить так, что бы она не ловила ни одной радиостанции, а был слышан лишь шум.
И так, в звук можно “вшить” что угодно. Слушаете вы музыку, телевизор или радио, а оттуда вам шепчут: “купите то и то”, “проголосуйте за того и того”. Вас зомбируют на бытовом уровне. Ну вот, скажете вы, еще одна теория заговора, не может такого быть, и наверно вы правы если бы это было бы так просто, то мы уже давно жили бы под излучателями, как в том романе Стругацких “обитаемый остров”. Но все же есть факты и их много. По крайней мере, рекламным фирмам разных стран так понравилась идея с ультразвуковой речевой информацией и они ею, так увлекались , что правительства цивилизованных стран были вынуждено добавить к “Закону о рекламе” такую поправку: “Использование и распространение в радио, теле, видео, аудио и кинопродукции, а также в любой другой продукции скрытой рекламы, то есть рекламы, которая оказывает не осознаваемое потребителем воздействие на его восприятие, в том числе путем применения специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами, не допускается”.
В одном японском супермаркете начали крутить музыкальную кассету с дополнительно записанной на ней фразой: “Не воруй!”, промодулированным голосом до ультразвуковых частот. И говорят, число краж в том супермаркете резко сократилось. Вот бы такую кассету нашим чиновникам…
И еще, чтобы напугать вас окончательно  Smile  , попрошу, возьмите инструкцию от ваших наушников (если они у вас есть) и прочитайте, какой указан диапазон воспроизводимых ими частот. Если заявленный диапазон от 20 до 20000 Гц, или чуть меньше это нормально. Но скажите, на кой чёрт в последние годы промышленность стала выпускать наушники, где на технических характеристиках указан диапазон воспроизводимых ими частот – от 5 до 40000 Гц!!! Ведь это запредельная частота для человеческого уха?
 

Оффлайн Juris

Re: Звук
« Ответ #7: 2011-12-22, 21:45:00 »
Интересные факты


Звук не может проходить через вакуум, так как площадь материи пуста.

Излучение звука на определенных частотах привело к образованию галактик, всего, вплоть до создания материи.

Звуковые волны некоторое время существовали в космосе. Это было около 13,7 млрд. лет назад, примерно через 5 минут после Большого Взрыва. Но сейчас в космосе звука нет, его попросту невозможно услышать, ведь кругом вакуум, а существовать в нем он не сможет в принципе. Но ученые доказали, что это не совсем так. Первым космические звуки записал американский исследовательский спутник Вояджер. В США даже был выпущен диск NASA с «космической музыкой».

Уже давно известно, что слова, которые мы говорим и которые тоже являются звуком, имеют силу влиять на окружающий мир, помогая либо поддерживать жизненную силу и создавать гармонию, либо направлять к разрушению и дисгармонии.

Во внутреннем ухе около 25 000 клеток, реагирующих на звук. Диапазон частот, воспринимаемых слухом, лежит между 16 и 20000 герц. С возрастом он сокращается, особенно за счет снижения чувствительности к высоким звукам. К 35 годам верхняя граница слуха падает до 15000 герц.

В недавнее время данная особенность человеческого организма легла в основу нескольких неожиданных технических изобретений. Так, в 2006 году в британской прессе появились сообщения об устройстве «Mosquitо» («Комар»), разработанном компанией Compound Security, которое начали использовать для разгона хулиганов некоторые валийские школы. Как нетрудно догадаться, устройство излучало звук частотой 17 кГц, похожий на писк комара, невыносимый для подростков, но неразличимый на слух для взрослых.

Ухо наиболее чувствительно к диапазону 2000-2300 герц. Лучший же музыкальный слух (способность различать высоту) приходится на область 80-600 герц. Здесь наше ухо способно различить, например, два звука с частотой 100 герц и 100,1 герца. Всего человек различает 3-4 тысячи звуков разной высоты.

Мы осознаем звук через 35-175 миллисекунд после того, как он дошел до уха. Еще 180- 500 миллисекунд требуется уху на то, чтобы "настроиться" на прием данного звука, достичь наилучшей чувствительности.

Разговорный голос составляет всего 1/10 от общего диапазона голоса.

Звук храпа может достигать 69 децибелл, что сравнимо со звуком отбойного молотка.

Другие люди слышат наш голос не таким, каким его слышим мы, потому что мы слышим его сквозь воду и воздух.

Тоновый охват певческого голоса значительно шире разговорного. Мужские певческие голоса достигают тонового диапазона порядка 2,5 октавы, а женские нередко превышают 3. Если же учитывать крайне низкие тоны басовых голосов и высокие свистящие тоны детских голосов, то получится, что человеческий голос охватывает 6 октав.

Известно, что самым высоким тоном колоратурного сопрано является «фа» третьей октавы (частота 1354 герца) из знаменитой арии «Царицы ночи» в «Волшебной флейте» Моцарта. Однако, некоторые всемирно известные певицы, такие, как Лукреция Агуяри, Дженни Линд и Има Сумак, достигли тонов «a3», «c4» (2069 герц), а Эрна Зак и Мадо Робен – «d4» (2300 герц). При этом исполнение их отвечало всем требованиям, предъявляемым к оперному голосу.

Энрико Карузо обладал природным баритоном, но допущенная в самом начале его обучения ошибка в классификации голоса привела к его неправильному развитию в несвойственной ему разновидности. Карузо стал петь тенором. Однако, это не прошло для него даром: известно, что за свою блестящую, но очень короткую карьеру он перенес 7 (семь!!) операций на голосовых связках.

Если слушать музыку в наушниках на большой громкости, можно лишиться способности различать звуки. Такой интересный вывод сделали специалисты из Университета Мюнстера (Германия) и Национального института психологических наук (Япония).

Быть глухим не значит ничего не слышать, и тем более не значит не иметь музыкальный слух. Великий композитор Бетховен, вообще был глухим. Он приставлял к роялю конец своей трости, а другой ее конец прижимал к зубам. И звук доходил до его внутреннего уха, которое было здоровым.

Глухим был не только Бетховен. Потеря слуха гитариста «Dire Straits» Джона Илсли превышает 30%, что является однозначным показанием к ношению слухового аппарата. Близнецы из группы «Tokio Hotel» Билл и Том Каулитцы плохо слышат с рождения, и их слух непрерывно ухудшается.

Для многих не секрет, что разным возрастным группам нравится разная музыка. Но мало кто задумывался над вопросом — почему? Дело в том, что одна и та же музыка по-разному влияет на людей, имеющих различный эволюционный уровень. Человек, слушающий музыку, не только слышит её, а его сущность перестраивается под воздействием ритма и частот звуков.

Музыка Моцарта усиливает мозговую активность и повышает интеллектуальный уровень – выяснили ученые США и Болгарии независимо друг от друга. Стандартные “IQ-тесты” фиксируют реальное повышение интеллекта у людей после прослушивания именно музыки Моцарта. Исследования американских ученых показали, что всего лишь 10-минутное прослушивание фортепианной музыки Моцарта повышает IQ (“коэффициент интеллекта”) людей в среднем на 8-10 единиц.

Совместное исследование психологов Университета штата Нью-Йорк и Кларковского университета показало, что нытьё сильнее, чем любой другой звук, мешает нам сосредоточиться.

Один из видов акустических иллюзий – звук с кажущейся постоянно повышающейся или понижающейся высотой — называется тоном Шепарда.

Многие пирамиды майя в Мексике были построены так, чтобы звук шагов при подъеме по лестнице создавал «музыку дождевых капель». Возможно, майя пытались таким способом общаться с богом дождя. Когда люди поднимаются по монументальной лестнице вверх, их шаги около вершины сооружения походят на звук падающих в ведро с водой дождевых капель.

«Шум моря», который слышно, если приложить к уху большую ракушку, на самом деле является шумом крови, протекающей по Вашим сосудам. Такой же шум можно услышать, приложив к уху обычную чашку.

Многие пассажиры самолётов вкус привычной еды воспринимают совершенно по-другому. Причиной этому служит шум полёта. При высоком уровне шума еда кажется менее солёной и сладкой, но при этом более хрустящей.

Стреляющие креветки имеют специальные приспособления на клешнях, позволяющие делать громкий щелчок. Мощность звука — 218 децибел. Креветки используют эту способность для охоты — звук такой силы позволяет убить находящуюся рядом небольшую рыбу.

Водяные клопы Micronecta scholtzi, обитающие в водоёмах Европы, издают исключительно громкие звуки до 99,2 дБ. В обычных природных условиях человек не может слышать звуки этих клопов, потому что 99% громкости теряются при переходе из воды в воздух.

Сверчки и кузнечики слушают передними лапками. Они покрыты волосками, на которых находится чувствительная к звуку мембрана. Голландские физики сумели воспроизвести этот орган слуха, который оказался одним из самых чувствительных акустических инструментов.

Кто сказал, что рыбы не слышат и не издают звуки? Так, большие стаи сельди производят шум, похожий на чириканье молодых птенцов. Звук кильки напоминает гудение или шорох ветвей при ветре. Сардины шумят, как прибой в тихую ночь. Обитающая в Средиземном и Черном морях крупная рыба сциепа издает довольно громкие длительные и мелодичные звуки. Этим издавна пользуются рыбаки. «Речь» встречающегося в китайских водах циноглоссуса (из камбаловых рыб) представляет собой смесь басов органа и мелодий арфы, горловых кри¬ков жаб и колокольного звона. Морские петухи, илитриглы, могут испускать протяжный свист, охватывающий целую октаву, а другие виды — храп, ворчание или гудение. Ставрида, морской конек, шар-рыба, еж-рыба способны хрюкать. Некоторых рыб узнают по специфической для них «барабанной дроби» или даже резкому лаю.

Рыбы превосходно слышат с помощью внутренних ушей, расположенных внутри головы, рядом с мозгом. Вторая слуховая система рыб - это органы боковой линии, проходящие вдоль тела с обеих сторон. Боковая линия лучше улавливает низкие звуки, внутреннее ухо - высокие.

Змеи глухие, это многим известно. Но вот звуками, как инструментами они пользуются. Например, знаменитый вид гремучих змей, — гадов с детства так и не расставшихся с погремушкой. А коралловая змея и западная крюконосая змея, живущие в пустыне Соноран в Мексике отпугивают хищников испуская газы. Пердуны так громко это делают, что хищники ретируются в испуге не от запаха, а от звука.

Кошки никогда не мяукают друг с другом. Этот звук - специально для людей. Кошки могут издавать около 100 различных звуков. Для сравнения - собаки только около 10.

0,06 секунд — время, за которое собаки определяют, в каком направлении находится источник звука.

Лирохвосты обладают самой сложной системой звукопроизводства, благодаря которой они могут воспроизводить любые, услышанные ими ранее звуки: человеческие голоса, звуки машин и даже плач ребенка.

Гранит проводит звук в десять раз лучше, чем воздух. То есть, то, что мы обычно хорошо слышим на расстоянии ста метров, было бы слышно за километр, если бы между нами и источником звука была сплошная гранитная стена.

Когда снежинка падает в воду, она издает высокочастотный звук, который не улавливается человеком но, по словам ученных очень не нравится рыбному населению реки.

Примерно при температуре ниже -2-5 градусов Цельсия при ходьбе по снегу слышен скрип. И чем морознее температура, тем сильнее слышен этот скрип. И на это есть две причины: во первых звук появляется при ломании кристаллов снега, во вторых при скольжении кристаллов друг о друга под давлением, которое создается вами.

 

Оффлайн Juris

Re: Звук
« Ответ #8: 2012-02-13, 14:14:00 »


Звукозапись – самое начало…
Александр Тихонов


У меня на ладони самый популярный носитель музыкальных записей - компакт-диск. В его зеркальной поверхности как бы отразилась вся история осуществления мечты человечества о покорении мира звуков. Как это начиналось?
Звук 0_30fdfd_e414baa6_orig Существует предание о том, что когда-то в глубокой древности одному повелителю гонец доставил говорящие вести, спрятанные в волшебный ларец. Эта красивая легенда, конечно, вымысел. Однако нельзя не отметить, что самой идее сохранения и фиксации звука никак не меньше трех тысячелетий. На протяжении такого длительного исторического периода попытки записать и воспроизвести звук предпринимались неоднократно, причем делалось это самыми различными способами.
Австрийский ученый Кемпелен в 1791 году создал автомат, который произносил легкие двусложные слова. Еще более совершенную машину сконструировал часовщик Фабер - то была большая кукла, умевшая "разговаривать" на нескольких языках. Параллельно с этим разрабатывались аппараты механического исполнения музыки: гармониумы, органы, шарманки. Они могли наигрывать определенные мотивы, которые заранее записывались посредством шаблона в виде гребенок и валов с металлическими зубцами. Однако у звука все еще нельзя было "взять автограф". Какой же у него "почерк"? Чем он "расписывается"? Оказалось - обычным пером…
Еще в 1589 году физик Порта уверенно заявил: "Звук не исчезает бесследно, и его можно как-то сохранить". В 1807 году английский физик Томас Юнг произвел на вращающемся цилиндре первую графическую запись звуковых вибраций камертона. Спустя несколько лет Дюамель создал прибор, названный виброскопом. Он служил для записи звуковых колебаний, создаваемых музыкальными инструментами. Происходило это так: дека инструмента при помощи жесткого поводка связывалась с пишущим острием виброскопа, на барабане которого записывалась исполняемая мелодия. В 1842 году немецкий физик В. Вертгейм записал вибрации камертона на дисковом носителе. Но во всех этих случаях фиксировались колебания звучащего тела, а не воздушной среды.
В 1857 году Леон Скотт сконструировал чувствительные мембраны, переносящие звуковые колебания на покрытую сажей бумагу, которой был обернут вращающийся цилиндр. Это изобретение сам автор назвал "фоноавтографом". Позднее Рудольф Кенинг усовершенствовал аппарат Скотта, применив параболоидный рупор, благодаря чему отпала необходимость помещать источник звука в определенной точке. Характерная особенность всех ранних аппаратов заключалась в том, что запись не могла воспроизводиться, а служила лишь для изучения звуковых колебаний посредством визуального исследования фонограммы.
Итак, автограф у звука был взят, но теперь стояла задача - как "оживить" записанную музыку? Помните Мюнхаузена, в замерзшем рожке которого сохранились звуки песни? Идею сделать выполненную запись обратимой сформулировал французский музыкант, поэт и ученый Шарль Кро. В апреле 1877 года он представил в Академию письмо с изложением сути своей работы "Процесс записи и воспроизведения явлений, воспринимаемых слухом", в котором писал: "В основном, мой способ состоит в получении следа переменного движения вибрирующей мембраны, так чтобы можно было воспользоваться этим же следом для воспроизведения ее первоначальных вибраций...". Далее Шарль Кро подробно описывал возможные способы осуществления своей идеи, излагал принципы работы прибора, названного им "палеофоном" - голосом прошлого.
Звук 0_30fdfb_cd20e948_orig Шарль Кро
Нельзя не сказать несколько слов об этом человеке. Его талант и судьба удивительны. В четырнадцать лет он закончил университет. В пятнадцать уже преподавал древнееврейский и санскрит, поражая своими познаниями знатоков индийской литературы. Прирожденный поэт, некоторые стихи которого вошли в сокровищницу французской поэтической школы, он был близок к импрессионистам и всячески помогал становлению нового искусства. Работая в школе для глухонемых, он много трудился, чтобы хоть как-то облегчить тяжелый недуг своих воспитанников. Кро мечтал и верил, что его ученики будут носить через плечо говорящий ящик с запасом необходимых разговорных фраз на целый день.

Опыты Шарля Кро были логическим продолжением открытий, сделанных Вертгеймом и Скоттом, - мембрана, находящаяся в фокусе параболоидного рупора, соединялась со специальным пером, именно она и реагировала на звуковые колебания воздуха. Эти движения регистрировались на звуконосителе, имевшем форму диска, покрытого сажей, которому сообщалось одновременно вращательное и поступательное движение. Кро предлагал с помощью фотографического травления перенести следы иглы-резца на более прочный материал, позволяющий впоследствии неоднократно воспроизводить полученную запись. Шарль Кро подал также идею записи и воспроизведения звука на барабане, которую очень скоро осуществил Томас Алва Эдисон. На это его натолкнуло рассуждение о том, что при записи на диске часть его поверхности у центра не используется.
Звук 0_30fdfc_c48afff8_orig Прослушивание в Академии
Вообще, идеи Кро оказались настолько совершенными, что еще многие годы лежали в основе современной грамзаписи. Так, например, он предложил поперечную механическую запись на пластинке. Заметьте, поперечную, обеспечивающую, как показала практика, лучшее качество фонограммы по сравнению с глубинной, предложенной Т.А. Эдисоном. Это блистательное открытие, сформулированное Кро, было оформлено в виде письменной заявки в 1874 году, а представлено во французскую Академию наук лишь в апреле 1877 года. По просьбе самого изобретателя конверт разрешалось вскрыть только 7 декабря 1877 года. А к этому времени на другом континенте, в Америке, Т.А. Эдисон уже демонстрировал свой фонограф. В споре о приоритете французы отдают предпочтение своему соотечественнику, даже существует Академия грамзаписи имени Шарля Кро. Но как бы то ни было, а на практике звук впервые покорился фонографу Эдисона...

"ГОВОРЯЩЕЕ ЧУДО"

Среди крупнейших изобретений конца семидесятых-восьмидесятых годов позапрошлого столетия, первому в истории техники аппарату, осуществившему запись и воспроизведение звука - фонографу - принадлежит особое место. Как отмечал эксперт Академии изящных искусств профессор Янсен, "фонограф решил одну из труднейших задач, какие только мог поставить ум человеческий". Автором этой удивительной "говорящей машины" был известный американский изобретатель Томас Алва Эдисон.
Звук 0_30fdf7_79fbfa04_orig Томас Эдисон
В парижском Музее искусств и ремесел хранится экземпляр одного из первых фонографов. Его основные элементы - это труба конической формы, мембрана, привод и цилиндр. Принцип его работы прост. Воздушные колебания, собранные рупором, оказывают воздействие на мембрану, соединенную с резцом, прочерчивающим бороздку по оловянной фольге, в которую обернут вращающийся цилиндр. Если после записи заставить снова вращаться цилиндр с той же скоростью, то резец, перемещающийся "по колее" им же сделанных впадин и выступов, приведет в движение мембрану и прилегающий к ней слой воздуха, что вызовет такую же последовательность звуков, которая была при записи.
Идея записи и воспроизведения звука пришла Томасу Эдисону во время работ в области проводной связи. Однажды он заметил, как при передаче сигнала отклоняется прикрепленная к мембране игла, и это натолкнуло его на мысль, что подобное воздействие могло быть оказано и на движущуюся бумажную ленту или другой материал, где останутся следы записи. В дальнейших опытах Эдисон заменил бумагу оловянной фольгой. "Не уколи я тогда палец, - вспоминал изобретатель, - неизвестно, кто и когда сделал бы первый аппарат для записи и воспроизведения звука". Механик Джон Крузи, который впоследствии работал над первым фонографом, поинтересовался предназначением нового аппарата. Эдисон сказал, что хочет записать разговор, а затем машина должна будет его воспроизвести. Крузи посчитал затею маэстро абсурдом. Но великого изобретателя нисколько не смутило скептическое отношение к его идее одного из самых способных сотрудников. Когда эксперимент подготовили, он отрегулировал рупор и прокричал фразу. Через несколько мгновений машина повторила его голос. Все были поражены...
"Я всегда боялся, - вспоминал Эдисон, - новых вещей, которые сразу работают. Долгий опыт доказал мне, что в любом аппарате всегда имеются недостатки, которые мешают его применению. Но здесь я почувствовал что-то, что не вызывало сомнений".
На другой день изобретатель отправился в Нью-Йорк и демонстрировал свой аппарат в редакции журнала "Scientific American". Газеты мгновенно поместили пространное описание загадочной "говорящей машины", и в эдисоновскую лабораторию, находящуюся в Менло-Парке, хлынул поток посетителей, желающих увидеть, а главное, услышать "говорящее чудо". Конечно же, у многих возникало сомнение - не обманывают ли здесь наивных людей, способных верить в чудеса? На качество звучания никто не обращал внимания, всех поражал сам факт.

Первые аппараты были далеки от совершенства. Как вспоминал один из участников тех прослушиваний, звук "с" просто внушал ужас. Пытаясь расширить технические возможности своего детища, Эдисон настойчиво занимался его усовершенствованием. За период с 1877 по 1889 год на эксперименты было затрачено три миллиона долларов - колоссальная в то время сумма! Надо отдать должное изобретателю - ему удалось блестяще решить целый ряд сложнейших проблем. Его талант проявился еще и в том, что он проделал эти работы, будучи почти лишенным слуха. В этот период Эдисон получил до двухсот патентов на изобретение, а также на различные его элементы и детали. Для улучшения качества записи фольга была заменена восковым цилиндром.
Новый аппарат поражал воображение современников, и поэтому на первых порах фонограф преследовали всевозможные курьезы и просто анекдотические случаи. Так, например, 11 марта 1878 года на демонстрации фонографа во Французской академии наук, которую проводил известный физик де Монсель, неожиданно вскочил академик Буйо и, возмущенный дерзостью новатора, стал кричать: "Негодяй! Плут! Вы думаете, что мы позволим чревовещателю надувать нас?". Даже спустя несколько месяцев, когда проходило повторное обсуждение феномена, Буйо так и не поверил заключению экспертов, испытывавших аппарат, среди которых были Шарль Гуно, де Клуазо, герцог Омальский, профессор Янсен. Он заявил, что в данном случае слушатели имеют дело с чрезвычайно ловким чревовещателем: "Разве можно допустить, что презренный металл в состоянии воспроизвести благородный голос человека!".
Звук 0_30fdf8_afe87081_orig Коллективное прослушивание на выставке
Подлинным триумфом Эдисона стала всемирная выставка 1889 года, проходившая в Париже. В павильоне электрических машин были размещены и усовершенствованные фонографы, от которых отходили каучуковые трубки с наконечниками из китового уса. Посетители вставляли эти наконечники в уши и слушали музыку, пение и человеческую речь. За небольшую плату каждый желающий мог "наговорить валик", а затем воспроизвести собственный голос. Газеты тогда писали: "Со времени Вавилонского столпотворения еще не было собрано воедино столько разных языков". На этом, пожалуй, первом в истории звукозаписи массовом прослушивании посетителям были предложены самые разнообразные музыкальные произведения. В путеводителе по выставке отмечалось, что "записи музыки и голосов сделаны незадолго до открытия экспозиции, они могут сохраняться неопределенно долгое время, пока не разрушится материал валиков, на который нанесена запись".
Среди почетных посетителей, прослушавших записи, были президент Франции Карно, принц Уэльский, принц Монако и другие важные персоны. Успех превзошел все ожидания. Уже после окончания выставки был организован специальный показ фонографа в Берлине для Вильгельма II и гостившего там Александра III. Ни один американец не пользовался тогда в Европе таким вниманием и почтением, как Эдисон. В его честь на вершине Эйфелевой башни был дан торжественный обед, кульминацией которого стало выcтупление 71-летнего Шарля Франсуа Гуно. Знаменитый композитор сочинил торжественную кантату и ее собственноручно написанный экземпляр преподнес супруге изобретателя Минне Эдисон и его старшей дочери Марион. В честь Эдисона был дан спектакль в Парижской опере, во время которого великого изобретателя и членов его семьи пригласили в ложу президента Франции.
После триумфа на выставке можно было рассчитывать на коммерческий успех фонографа, имея в виду, прежде всего, запись и последующее воспроизведение музыки и пения в домашней обстановке. Однако Эдисон сам всячески препятствовал этому. В чем тут причина? Может глухому изобретателю музыка была чужда и непонятна? Напротив, из воспоминаний жены Эдисона мы узнаем, что в семье по традиции собирались вечерами вокруг большого концертного рояля. Минна исполняла избранные произведения любимого Эдисоном Бетховена и пела песни. Изобретатель наклонялся вперед и прикладывал руку к уху для того, чтобы не пропустить ни одного слова, ни одной ноты. В лаборатории Эдисона нашлось место и для прекрасного по тому времени органа. Из произведений Вагнера Эдисон особенно любил "Песню вечерней звезды". Впрочем, его любовь к музыке не была пассивной. Одно время он даже сам играл на скрипке, обнаружив большие способности, однако оставил это занятие, когда изобретения стали главным делом жизни.
Прекрасно понимая как трудно записать и воспроизвести музыку во всем ее великолепии на столь несовершенном приборе, Эдисон считал фонограф идеальной машиной для диктовки писем и передачи распоряжений в конторах и учреждениях. И лишь под напором настойчивых требований стал приглашать для записи знаменитых исполнителей. В 1888 году Иосиф Гофман и Ханс Бюлов играли Эдисону пьесы Шопена, а затем прослушивали свое исполнение. Гофман остался очень доволен работой аппарата, а вот записи Бюлова, к сожалению, оказались не совсем удачными, что, конечно же, не понравилось пианисту.
И все-таки эпоха звукозаписи началась. Наряду с музыкой, записанной накануне выставки, основу антологии нового изобретения составляли фортепьянные произведения Брамса в исполнении автора, голоса артистов Парижской оперы и других знаменитых вокалистов.
Звук 0_30fdf9_df31c2a2_orig Первое коллективное прослушивание
Первые шаги фонографа в России принесли его владельцу одни неприятности. Хозяин "говорящей механической бестии" был привлечен к суду и приговорен к трем месяцам тюремного заключения, а также к большому денежному штрафу. Впрочем, уже в 1879 году в Московском музее прикладных знаний (ныне Политехнический музей) состоялась успешная демонстрация аппарата, прошедшая при большом скоплении народа. И сегодня в экспозиции, рассказывающей об истории звукозаписи, вы можете увидеть уникальный экземпляр фонографа, который занимает там почетное место. Н.А. Римский-Корсаков писал: "Будучи музыкантом, я предвижу возможность обширного применения этого прибора в области музыкального искусства. Точное воспроизведение талантливого исполнения сочинений, замечательных тембров голосов, записывание народных песен и музыки, импровизаций и т.д. посредством фонографа могут иметь громадное значение для музыки". А Антон Рубинштейн увидел в фонографе требовательного педагога и помощника артиста. По его мнению, музыканты должны широко пользоваться фонографом и чаще прослушивать свое исполнение, записанное на валики, от которых не скроется ни одна фальшивая нота, ни одна детонация в голосе.
Вскоре предвидения выдающихся музыкантов оправдались. В 1882 году знаменитый путешественник Н.Н. Миклухо-Маклай записывал на фоновалики диалекты племен архипелага Тихого океана, М.Е. Пятницкий записал около 400 песен Воронежской губернии, известная собирательница русского песенного фольклора Е.Э. Линева уже в начале 90-х годов сделала более 200 записей песен Белозерского края. Великий русский певец Ф.И. Шаляпин, узнав о фонографе, сразу же захотел попробовать себя, и записал под аккомпанемент фортепьяно несколько произведений. Интересовался новинкой и создатель "Войны и мира". Эдисон узнал об этом и отправил в Ясную Поляну свой фонограф с выгравированной на нем надписью - "Подарок графу Льву Толстому от Томаса Алва Эдисона". Толстой часто использовал фонограф для работы, и записи эти сохранили для нас голос великого писателя и вальс, сочиненный им.
На торжественном чествовании Эдисона в день сорокапятилетия изобретения фонографа великий изобретатель заявил: "Отныне я задался целью достигнуть совершенной передачи девятой симфонии Бетховена в исполнении оркестра в составе семидесяти человек. Когда это будет достигнуто, я скажу, что выполнил свою задачу". Свою задачу он выполнил...

Как появился граммофон

Звук 0_30fdf6_bf15323d_orig Эмиль Берлинер
"У этой машины нет никакого будущего", - отозвался о граммофоне Эдисон и ошибся. Новый аппарат, воплотивший в себе лучшие идеи Шарля Кро, набирал силы. Изобрел его Эмиль Берлинер (1851-1929) - человек эдисоновского склада, уроженец Ганновера. Девяти лет от роду, покинув родительский дом, он отправился в Америку. На "деловом континенте" сменил целый ряд профессий: торговал тканями, синтезировал сахарин, работал в телефонной компании Белла. Его изобретательский талант проявился достаточно скоро: он сумел усовершенствовать телефон, за что получил от Белла значительное денежное вознаграждение.
Возвратясь в 1881 году в Ганновер, он со своим братом Йозефом создал телефонную фабрику, которой суждено было превратиться в крупнейшее предприятие по производству грампластинок. Еще через два года Берлинер поселился в Вашингтоне, где организовал небольшую лабораторию и продолжил образование. Возможно, именно там он впервые познакомился с фоноавтографом Леона Скотта, макет которого хранился в Вашингтонском музее. Несомненно, что он был знаком с работами Эдисона и знал устройство фонографа.
Сегодня трудно говорить, что именно толкнуло Берлинера заняться звукозаписью - интерес изобретателя или чутье коммерсанта. В 1885 году он начал свои опыты с того, что применил поперечную запись на валике. Развивая таким образом идеи Эдисона, он фактически прошел путем Белла и Тейнтора, ранее пришедших к выводу, что нарезание звуковой дорожки вместо выдавливания позволяет улучшить качество записи. Затем он построил аппарат, описанный Кро. Справедливости ради нужно отметить, что Берлинер не скрывал своего знакомства с его идеями и признавал за ним первенство. Он даже сообщил, что узнавал через знакомых в Париже, удалось ли Кро осуществить свои замыслы на практике, и, выяснив, что этого не произошло, с еще большей энергией принялся за дело.
Свою первую заявку на "граммофон с плоскими пластинками" Берлинер подал 26 сентября 1887 года, фактически через десять лет после получения Эдисоном патента на фонограф. Конечно, то была еще далеко не та пластинка, которая на долгие годы стала владычицей мира. Осуществив впервые на практике "горизонтальную" запись ("шрифт Берлинера"), изобретатель убеждается в правоте выбранного им пути и работает над повышением громкости звучания, его качеством и технологией тиражирования.
Записывающий аппарат постепенно усложнялся. Путем двух движений, вращательного и прямолинейного поступательного, дорожке записи придавался вид спирали в количестве ста линий на дюйм. В качестве носителя использовался полированный лист цинка, покрытый тончайшим слоем пчелиного воска, чувствительного к самым слабым прикосновениям. Запись велась иридиевым острием, причем говорить приходилось непосредственно в рупор, соединенный с мембраной. В отличие от фонографа сразу воспроизвести полученную запись было невозможно, сначала ее закрепляли, для чего Берлинер применял травление кислотой, известное при изготовлении офортной гравюры. Поскольку воск с кислотой не взаимодействует, то протравливались лишь те места, которые были прочерчены резцом. После отмывки от кислоты удалялся и воск - он свою задачу выполнил.
Звук 0_30fdfa_64d2b6b8_orig Граммофон для шоколадных пластинок
В таком виде уже через каких-нибудь полчаса после записи диск был пригоден к воспроизведению в качестве пластинки. Так родилось новое "искусство офортной гравюры человеческого голоса". Громкость, получаемая с изготовленных таким образом дисков, значительно повышалась. В 1888 году Берлинер сделал целый ряд записей - ему хотелось выяснить, чье звучание будет точнее передано граммофоном. Сравнительно легче удавалось записывать речь. Первой фабричной пластинкой, вошедшей в каталог Берлинера, стала запись чтения поэмы Юджина Фельда "Отьезд". Что касалось музыки, то предпочтение он отдавал духовым инструментам как более "громким". В целом опыты шли вполне успешно, и 16 мая в институте Франклина в Филадельфии были прослушаны старые и новые записи Берлинера: прогресс, достигнутый изобретателем, оказался оцененным по достоинству. Ему вручили медаль. В своем докладе Берлинер указывал, что цинковые диски дают сильное шипение, и поэтому для его снижения он ведет переговоры с одной фирмой, предполагая производство прессовки пластинок из стекла.
Особое воздействие на присутствующих оказала не новизна технического решения, а высказанное автором предложение заменить хрупкие восковые валики фонографа Эдисона достаточно прочными плоскими дисками. Действительно, пластинки удобны и просты в обращении, на них можно делать записи любого характера и организовать широкую продажу. Но самым главным преимуществом, обеспечившим победу граммофона над фонографом, была возможность получать с оригинальной записи практически неограниченное количество копий. Это позволяло сделать доступными для любителей музыки творения великих композиторов, певцов и музыкантов. Впрочем, новаторство Берлинера не ограничивалось только технической стороной вопроса, не менее интересным представлялось и его предложение выплачивать исполнителям гонорар за участие в записи, что сразу же решило проблему их привлечения.
Берлинер решил осуществить серьезную задачу: при помощи граммофона и грампластинок проложить путь музыке в каждый дом. Судя по сохранившимся рисункам и чертежам, конструкция первых граммофонов Берлинера была очень проста: на подставке размещалась ручка от швейной машинки, ременная передача и вращающийся диск. Всю эту "механику" украшал металлический рупор, жестко соединенный с мембраной, - тонарма еще не было. При воспроизведении вся система перемещалась от центра диска к краю, нанося вред качеству звучания и сокращая срок службы граммофонной пластинки. Мембраны этих аппаратов делались из слюды и имели стальные иглы, которые требовали частой замены. Самое большое неудобство заключалось в том, что диск приходилось вращать вручную, звук постоянно "плавал", и добиться естественного звучания было непросто. Собственно это и являлось главным препятствием широкому распространению изобретения.
Использовать уже известный привод от фонографа со стальной пружиной запрещалось охраной авторских прав. Берлинер должен был применить только самостоятельно разработанный двигатель. С просьбой о помощи он обратился к механику Элдриджу Джонсону, владельцу небольшой мастерской в городе Кэмдене. Джонсон искренне заинтересовался новой "говорящей машиной", и после первой неудачи ему удалось изготовить привод. Получив, таким образом, мотор, Берлинер решил последнюю проблему. В лице Джонсона он приобрел надежного компаньона, обладавшего незаурядными инженерными и коммерческими способностями. К 1893 году почти все было готово для коммерческой эксплуатации граммофонов. Удалось улучшить качество записи, разработать гальванопластический процесс тиражирования грампластинок при помощи стальной печатной матрицы. Наконец был изготовлен аппарат, который мог свободно конкурировать на рынке с фонографом!
Новое дело обещало высокие прибыли, в Вашингтоне была создана компания "United States Gramophone Company", занимавшаяся эксплуатацией патентов Берлинера. Деятельность этой фирмы поначалу ограничивалась округом Колумбия, но в 1895 году в Филадельфии "Berliner's Gramophone Company" с капиталом в 25 тысяч долларов приобрела лицензию у "United States Gramophone Company". За рекламу нового товара отвечал опытный делец из Нью-Йорка Френк Симон. С этого времени граммофон получил широкое распространение и начал свое победное шествие по планете. Изобретение Берлинера было выпущено на рынок уже в видоизмененной форме. На рис. вы видите тип аппарата, поступивший в продажу значительно позднее.
Передовые люди того времени восторженно встретили граммофон и высоко оценили роль нового аппарата в деле распространения музыкальной культуры. Крупнейший норвежский композитор, пианист, дирижер и общественный деятель Эдвард Григ считал, что граммофон соединит творцов музыки и ее любителей. О качестве звучания граммофона выдающийся итальянский композитор Руджеро Леонковалло отозвался так: "Я полагал, находясь в отдельной комнате, что действительно рядом за стеной находится Карузо и исполняет своим дивным голосом "Смейся, паяц"".
В России первые граммофоны и пластинки иностранного производства появились в сентябре 1897 года. В отличие от фонографа их судьба оказалась куда более удачливой. Широкая публика знакомилась с ними в Санкт-Петербурге. Торговая фирма открыла в Пассаже на Невском проспекте специальное ателье для прослушивания граммофонов, по словам репортера, необычная звуковая реклама привлекла туда "несметную толпу народа". Через десять лет в России уже насчитывалось более полумиллиона граммофонов и около пяти миллионов пластинок - цифра по тем временам астрономическая!

Вот так и началось победное шествие звукозаписи по миру…

Журнал "Звукорежиссер"  2003  #9

Оригинал статьи на сайте 625-net - http://rus.625-net.ru/audioproducer/2003/09/recording.htm

 

Оффлайн Juris

Re: Звук
« Ответ #9: 2012-02-13, 20:38:00 »

Звук 0_30fdfe_1ed50ccf_orig__Звук 0_30fdff_ce745472_orig
Валик Эдисона___________________Фонограф Эдисона



Звук 0_30fe00_ff34c319_orig__Звук 0_30fe02_65247e6c_orig
_______Граммофонная пластинка________________________Граммофон
 

Оффлайн Juris

Re: Звук
« Ответ #10: 2012-03-07, 23:18:00 »
Когда только я начинал тему про звук даже не думал, что кто-то её будет читать, и каково моё удивление что эта темы была открыта столько много раз Shocked . Мне остаётся только продолжать.
Темой про звук, звукозапись, воспроизведение звука, носителей звукозаписи и электроникой в широком смысле этого слова я интересуюсь, сколько себя помню. И вот уже полжизни это мне и хобби и работа. С детства помню, когда только видел новое радио, проигрыватель или телевизор всегда интересовало что там внутри и почему это работает. Почему та черная штука из бумаги (громкоговоритель) может издавать звуки, а эта стеклянная штука (кинескоп) показывает изображение. Просто чудо. И еще большим чудом мне показалось, когда посчастливилось увидеть, что внутри стеклянного экрана ничего нет. Нет, телевизор я не разбирал. У нас во дворе была мастерская и на помойке всегда валялось несколько старых испорченных экранов, естественно дети их разбивали, тогда еще никто не был помешан над экологией, и естественно не знали что это опасно для здоровья, ну вот и я не оставался в стороне и признаюсь, разбил несколько штук Rolling Eyes . Оказалось, что они почти пустые от этого стало еще интересней и еще больше вопросов. И теперь, когда я многое понимаю, то могу и с вами поделится. Про телевизоры рассказывать не стану, а вернусь в тему звука.
Прошлый раз собрался я писать статейку про звукозаписывающие устройства, и как тогда в эти дремучие времена все начиналось, и даже придумал название Звукозапись – как все начиналось, и не хватало мне несколько фактов и дат, я естественно полез в интернет и нашел ту самую статью, которую написал чуть выше. Стать была написана очень популярным языком и без всяких технических сложностей, и даже название почти совпало Звукозапись – самое начало… Я не стал изобретать велосипед и статью переписал Embarassed .
Осталось добавить несколько штришков и можно идти дальше.

Патефон



Скоро будет уже 200 лет как ученые и разные энтузиасты мучаются над проблемой, что такое звук и как его сохранить (записать) и воспроизвести. Чудо звукозаписи удалось создать после многих проб и ошибок. И все способы, которые мог придумать человек, будь то грампластинка или компакт диск, абсолютно все не лишены недостатков, и по сей день, нет совершенных способов как это сделать. Ученые постоянно ищут баланс между качеством звукозаписи и количеством (то есть местом, занимаемым самой записью).
Первые граммофонные пластинки крутились примерно 78 оборотов в минуту и играли около 3 минут одна сторона. Немного скажете вы. Да очень немного, и еще граммофоны были очень громоздкими и занимали много места. Электричество еще не придумали как использовать, и усилителей не было, приходилось обходится тем что было, то есть усилителем служила большая труба. И хоть усовершенствование граммофона позволило достигнуть очень хорошего чистого и мощного звучания, сам граммофон оставался хоть и красивым, но очень неудобным из за своих размеров.

И скоро была изобретена портативная переносная версия граммофона, которая называлась – патефон.

Звук 0_30fe03_ed852aa2_origЗвук 0_30fe04_5b3ed067_orig
_________________Граммофон____________________________Патефон

Изобретение “портативного граммофона” принадлежит компании «DECCA» 1913 год.

Цитата из википедия:
Патефон — механическое устройство для проигрывания граммофонных пластинок, в качестве привода применялся пружинный двигатель, а звукоусиление производилось с помощью раструба, скрытого внутри корпуса. Звукосниматель состоял из металлической иглы и мембраны. Двигатель имел центробежный регулятор скорости, одного завода пружины хватало на проигрывание одной — реже двух сторон пластинки (78 оборотов, около 3 минут на сторону). Громкость патефона весьма велика — около 80-100 дБ, однако качество звука обычно было невысоким: звук был хриплым, визгливым, с сильными искажениями. Качество звука зависело от изношенности иглы.
Вот так всегда хотелось как лучше, а дальше вы знаете…
Патефон стал меньше, удобнее в использовании, технические параметры остались прежними как у граммофона, а звук стал сильно искаженным. Но это не помешало набирать популярность, и как пишет та же википедия: что патефон стал очень популярным в СССР в 30-50 годы, в городах были популярны танцы под патефон.
И посей день, я иногда слышу, как электрический проигрыватель грампластинок называют патефоном, так сильно это слово вошло в обиход. Но это уже не патефон, а электрофон, и не граммофонные пластинки, а грампластинки или винилы, и совсем другая история, которую расскажу в другой раз.
 

Оффлайн Julylight

Re: Звук
« Ответ #11: 2012-03-09, 07:13:00 »
Да, я читаю, например, с большим удовольствием! И уже давно хочу сказать спасибо за пристрастие к хорошим наушникам... На форуме как-то поднимался этот вопрос, раньше я считала, что музыку слышу просто сердцем, неважно, если страдает передача звука... Однако прислушалась к мнению и Вашему, Juris, и других участников форума..., приобрела дорогие наушники и на меньшее больше не соглашусь... Very Happy
 

Теги:
 

© "Forum Art Cafe" - при копировании контента ссылка на форум обязательна
SimplePortal 2.3.7 © 2008-2024, SimplePortal