A A A A Автор Тема: Избранные литературные шедевры - романы, пьесы, эссе и т.д.  (Прочитано 2763 раз)

Description:

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Онлайн Dmitry Dobrikus

Эрик-Эммануил Шмитт. Оскар и Розовая дама

Избранные литературные шедевры - романы, пьесы, эссе и т.д. 2844484_m

Пронзительная искренняя драматическая история, до слез впечатляющая читателя. Ниже идет театральная постановка данного произведения с великой Алисой Бруновной Фрэйндлих.


Спойлер:

Предисловие переводчицы Ирины Мягковой

    Драматург, эссеист, романист и сценарист Эрик-Эммануил Шмитт родился 28
марта 1960 года в Лионе. Готовился к карьере  композитора,  учился играть на
фортепьяно. С тех пор  музыка, наряду с теологией и метафизикой, --  страсть
его жизни. "Музыка всегда  говорит правду, интеллект вступает  позднее... То
же происходит, когда я пишу пьесу. Я всегда пытаюсь услышать музыку души, то
есть  нечто  большее,  чем  просто  слова", -- скажет он  позже в  одном  из
интервью.  Однако,  кроме  музыки,   мальчик  увлекался  сочинительством:  в
одиннадцать  лет  написал  первую  книгу,  в  шестнадцать  --  первую  пьесу
"Грегуар,  или  Почему   горошек  зеленый",   сатиру  на  тему  сексуального
воспитания.  В  конце  концов  слово одержало  верх  над  музыкой.  Закончив
престижный парижский Высший педагогический институт (Эколь Нормаль сюперьер)
и защитив философскую диссертацию, посвященную  Дени Дидро (позже он напишет
эссе "Дидро, или Философия соблазна"), Шмитт начинает  преподавать философию
сначала  в лицее  Шербура, затем  в Университете  Шамбери.  Но долго там  не
задерживается:  научная  карьера  приносится  в  жертву  литературе.   Успех
сопутствовал  Шмитту с первого взрослого драматургического опыта: "Валонская
ночь"  (1991)  была поставлена  Шекспировским  королевским  театром.  Вторая
пьеса, "Посетитель" (1993), в которой  к Зигмунду Фрейду то ли наяву, то  ли
во сне является  то ли безумец, то  ли Господь бог, и  где  ведется  глубоко
философский,  но не  скучный  диалог  о  человеческой сущности, о смерти и о
религии, -- обеспечила ему признание  критики (Мольеровская премия 1994 года
в двух номинациях: "Театральное открытие" и "Лучший драматург").  И далее по
нарастающей. Спектакль  "Загадочные  вариации"  (лучшая  пьеса 1996 года), в
котором   играл   Ален  Делон,  совершает   мировое   турне  (от   Токио  до
Лос-Анджелеса) под оглушительные аплодисменты зрителей. "Вольнодумец" (1997,
о  Дени Дидро) -- история одного беспутного  дня любимого героя  Шмитта была
снята в кино с участием Венсана Переса  и Фанни  Ардан. Правда, фильм успеха
не имел: не любит кино разговоров, пусть даже таких увлекательных, какими их
создает Шмитт. "Фредерик,  или Бульвар преступлений" (1998  ) снова получает
Мольеровскую  премию,  а  главную  роль  в  парижском спектакле сыграл  Поль
Бельмондо. В 2001 году французская Академия присуждает драматургу  Гран-при.
Кроме  пьес,  Шмитт  пишет романы. И  тоже  получает за  них  премии. Премию
"Первый  роман"  получила  его  "Секта  эгоистов"  (1994  год,  издательство
Альбен-Мишель). Но самый большой успех выпал, пожалуй, на долю "Евангелия от
Пилата" (2000), над которым писатель работал  8 лет.  Толчком  к  разработке
этого  сюжета послужила, по  словам самого  Шмитта,  одна  ночь  1989  года,
проведенная им в Сахаре, где с ним случилось некое мистическое происшествие,
после  которого у  него, рожденного  в семье  атеистов, установились  особые
отношения с  Богом. Роман двухчастный. Первая часть -- "Иисус" -- о человеке
во  власти сомнений за несколько часов до  смерти. В своем монологе (любимый
литературный прием Шмитта)  Иисус предстает  скромным, простым, долгое время
не помышлявшим о своей миссии.  Вторая  часть -- "Пилат" -- написана в форме
эпистолярного  дневника:  в  письме  к  брату  Титусу  Понтий Пилат,  с  его
непоколебимой  верой в  разум, пытается  тщательно и прагматично исследовать
необъяснимое  явление  --  исчезновение  тела  Иисуса;  пытается  преодолеть
экзальтацию  и нетерпимость  окружающих. В  результате  римский разум пасует
перед иудаистскими сомнениями. При  всем  при этом  "Евангелие от Пилата" --
лидер продаж и  лауреат Гран-при  читательниц журнала "Elle".  В  следующем,
2001  году,  Шмитт  выпускает  "Участь  другого",  где  уготавливает Адольфу
Гитлеру судьбу состоявшегося художника, в результате  чего тот не становится
диктатором,  и  история  человечества движется по другому  пути.  Совершенно
очевидно,  что  философское  воспитание,  склонность  к  систематическому  и
глубокому  осмыслению  мира,  во  многом определяют творчество  писателя.  В
качестве  героев он часто выбирает  универсальные  фигуры мировой истории  и
мифологии  -- Иисус и Понтий Пилат, Дидро  и  Гитлер, Фауст (в эссе "Когда я
был  произведением  искусства")  и романтический актер Фредерик-Леметр...  В
Шмитте живет просветитель и  в какой-то  степени  миссионер. Поэтому  особое
место  в его  творчестве  занимает  "Цикл о  незримом",  куда входят  четыре
текста:  "Миларепа" (1997), "Господин Ибрагим и цветы Корана" (2001), "Оскар
и Розовая дама" (2002) и совсем недавний "Ребенок Ноэ"  (2004). Объединяющая
"Цикл о  незримом" тема --  духовность  и религия. Религиозные конфессии  --
буддизм (в  "Миларепе"),  ислам  и  иудаизм (в  "Господине Ибрагиме и цветах
Корана") и христианство  (в  "Оскаре  и Розовой даме") как бы  художественно
проиллюстрированы и сопряжены  с  конкретными  человеческими  (прежде  всего
детскими)   историями.    Форму    этих    небольших    произведений   можно
классифицировать  по-разному.  Кто-то  причисляет  их  к  романам,  кто-то к
монопьесам  (потому что  они написаны  от первого  лица),  кто-то к  детским
сказкам. Некоторые критики находят сходство Оскара с Маленьким принцем или с
героем Пенака Бенжаменом Малосеном. Так или иначе, эти произведения написаны
скорее для игры, чем для чтения. Их и играют с большим успехом:  "Оскара" --
Даниель Дарье в Комеди Шан-Зелизе, а "Господина  Ибрагима" (еще и в кино) --
Омар Шериф, за что получил своего первого Сезара в 2004 году. На мой взгляд,
обаяние  "Оскара"  и  "Господина  Ибрагима"  --  в  пафосе  терпимости.  Нет
противоречий   и   агрессивности  между  людьми,  принадлежащими  к   разным
национальностям и религиям. Есть возможность  выбора --  веры,  друзей, даже
семьи. Есть мудрость приятия всего. Старшие (Господин Ибрагим, Розовая дама)
учат младших  (Момо,  Оскара)  примирению с жизнью, с болезнями, со смертью.
Оказывается, полноценную  жизнь можно  прожить и  за десять оставшихся  тебе
дней.  Конечно,  если  верить...   И  здесь  Шмитт   со   свойственной   ему
виртуозностью балансирует на тонкой грани: еще немного  и можно  скатиться в
сентиментальность (в  "Оскаре и Розовой  даме"). Спасает интонация --  очень
простая, без какой бы то ни было эмоциональной окрашенности, и еще юмор.




Спойлер:




Избранные литературные шедевры - романы, пьесы, эссе и т.д. 2844539_m


Спойлер:



 

Онлайн Dmitry Dobrikus

Избранные литературные шедевры - романы, пьесы, эссе и т.д. 2844671_m

Питер Шэффер - Эквус / Equus (1973). Пьеса.

"Эквус" - знаменитая скандальная пьеса английского драматурга Питера Шеффера о самоосознании и становлении подростка, лишенного религии и придумавшего себе Бога в образе Лошади (equus - в переводе с латинского «лошадь»). Написанная в 1973 году, пьеса была признана лучшей пьесой мира 70-х годов XX столетия. В основе сюжета - реальная история, произошедшая в маленьком городке под Лондоном.
Данное произведение было неоднократно поставлено на подмостках различных театров, в том числе с участием Энтони Хопкинса. Также был снят фильм в 1977 году. Одна из последних театральных постановок была сделана в Лондоне, а затем некоторое время шла в Нью-Йорке, на Бродвее - с актером Дениэлом Рэдклиффом в гл. роли, сыгравшем Гарри Поттера. Просто потрясающая пьеса.

Читать - http://spintongues.msk.ru/equus.htm
 

Онлайн Dmitry Dobrikus

Легендарный литературный шедевр 20-го века - Джерома Сэлинджера
"Над пропастью во ржи" - краткий пересказ - там же ссылка для полного прочтения.
 

Теги:
 

© "Forum Art Cafe" - при копировании контента ссылка на форум обязательна
SimplePortal 2.3.7 © 2008-2024, SimplePortal